Мы все живем в обществе, но у этого общества есть дом, и имя ему Земля. Любовь и уважение к собственному дому — фундаментальная обязанность каждого взрослого человека, о которой, увы, все чаще забывают не только в кино, но и в реальной жизни.
Вспоминаем документальные и художественные картины, которые ярче и громче других говорят о необходимости защиты нашей планеты.
Сюжет остросюжетного триллера «Глубоководный горизонт» вдохновлен реальными событиями, произошедшими в 2010 году у побережья Мексиканского залива. Тогда взрыв нефтяной вышки спровоцировал крупнейшую в истории страны экологическую катастрофу, последствия которой ощущаются до сих пор. Главные герои — инженер нефтяной платформы Майк Уильямс (Марк Уолберг), его руководитель Джимми Харрелл (Курт Рассел), а также оператор навигационного оборудования Андреа Флейтас (Джина Родригез) — понимают, что в ходе бурения скважины была нарушена техника безопасности, из-за чего часть нефти попала в открытый океан. Майк и Андреа буквально рискуют собственными жизнями, чтобы остановить разлив топлива, и только их усилиями масштаб произошедшей трагедии оказался не таким угрожающим.
«Послезавтра» мастера катастрофических блокбастеров Роланда Эммериха принято считать чуть ли не первым большим студийным проектом, поднимающим темы глобального изменения климата. Естественно, большая часть событий, происходящих в фильме, изрядно гиперболизирована. Впоследствии ученые и вовсе опровергли сценарий катастрофы, разворачивающейся в сценарии, мол, повторного ледникового периода нам ждать точно не стоит. В любом случае Эммериху удалось достаточно наглядно продемонстрировать, насколько губительными могут быть силы разъяренной природной стихии, будь то резкое понижение температуры или град размером с куриное яйцо. Сюжет «Послезавтра» строится вокруг ученых, политиков и обычных людей, которые пытаются выжить в пугающе небезопасной реальности, сохранив при этом представление о человеческой морали и этике.
«Эрин Брокович» Стивена Содерберга принято считать историей о сильной женщине, однако многие забывают о том, что значительную часть фильма занимает тема экоактивизма. Главная героиня ленты — разведенная мать-одиночка в блистательном исполнении Джулии Робертс — устраивается на работу в адвокатскую контору, где сталкивается с достаточно темной историей. В частности, Эрин удается найти связь между химическими отходами в грунтовых водах и болезнями семей, проживающих в этом районе. Расследование героини в итоге приводит к скандальному судебному иску, который не только будоражит местную общественность, но и лишает покоя саму Эрин. Картина Содерберга, которая, к слову, тоже основана на реальных событиях, дает надежду на то, что упорство и труд и правда все перетрут: проблемы окружающей среды никогда не будут проигнорированы, пока в мире живут люди, готовые открыто о них говорить.
Юридический триллер «Темные воды» с Марком Руффало, Энн Хэтэуэй и Тимом Роббинсом в главных ролях во многом напоминает историю Эрин Брокович. В центре сюжета реальное судебное дело адвоката Роберта Билотта против корпорации DuPont по факту загрязнения общественного водоема Паркерсбурга токсичными веществами. И если «Эрин Брокович» во многом жизнеутверждающая картина, призванная вернуть веру в людей, то «Темные воды» в гораздо большей степени похожи на трагедию маленького человека, который приносит большие жертвы в борьбе с непоколебимой системой. Тем не менее драма Тодда Хейнса призывает зрителя не сдаваться и не опускать руки даже перед большими препятствиями. В конце концов в мире нет ничего важнее человеческого здоровья, а именно оно чаще всего становится жертвой загрязнения окружающей среды.
Политический триллер режиссера Зала Батманглиджа («Звук моего голоса», «ОА») рассказывает об ожесточенном противостоянии между радикальными экоактивистами и эгоистичными бизнесменами, которые нагло и безответственно используют драгоценные ресурсы планеты. Парадоксально, но в этом фильме просто нет положительных персонажей: первые живут утопией, вторые ведут мир к руинам. Главная героиня — агент ФБР, внедренная в группировку экологических активистов «Восток», — по мере развития событий начинает проникаться их идеалами. Тем не менее Батманглидж осознанно отказывается от какого-либо морализаторства, пытаясь поднять актуальную тему, но не стремясь внушить зрителям чувство стыда за жизнь в комфорте.
Недавняя комедия Адама МакКея, удостоенная премии «Оскар» за лучший сценарий, также пытается задать зрителям пару неудобных вопросов. Несмотря на фантастический контекст происходящих событий, картина МакКея пугающе синхронна реальности, происходящей за окном. Добрый десяток лет ученые всего мира машут красными флагами, предрекая человечеству не самое доброе и светлое будущее, однако чаще всего их опасения оказываются проигнорированными. В «Не смотрите наверх» самые страшные предсказания ученых в лице Дженнифер Лоуренс и Леонардо ДиКаприо внезапно сбываются — наша планета погибает в результате столкновения с гигантским астероидом. В данном случае астероид не что иное, как метафора экологической катастрофы, которая рано или поздно уничтожит Землю, если люди продолжат смотреть на проблемы экологии сквозь пальцы.
Документальная картина Дэвида Гуггенхайма «Неудобная правда», созданная при участии экоактивиста Альберта Гора, рассказывает о проблемах глобального потепления максимально доступным для массового зрителя языком. В фильме использованы факты, мнения, исследования и различные теории, так или иначе связанные с вопросами климатического изменения. Они не противоречат, а дополняют друг друга, создавая общую картину ситуации, в которой мы живем здесь и сейчас. Одно из важных достижений «Неудобной правды» — это, конечно, две премии «Оскар» (в номинациях «лучшая композиция» и «лучший документальный фильм»), которые позволили вывести тему защиты окружающей среды в тренды и привлечь к ней еще больше внимания.
Летом 2009 года документальная лента «Дом» Яна Бертранда была показана одновременно в 87 странах мира. Это событие было приурочено ко Всемирному дню окружающей среды, который традиционно отмечается каждое 5 июня. «Дом» был снят прямо с борта вертолета самим Бертрандом. В ходе производства фильма режиссер облетел порядка 53 стран, сняв каждую из них с высоты птичьего полета. Таким образом постановщик хотел показать красоту и уникальность самых разных уголков нашей планеты. В то же время «Дом» без прикрас открывал не самые привлекательные виды разрушений, к которым могут привести необдуманная человеческая деятельность и политика того или иного государства.