Лучшее на DVD: Хемингуэй в фильме Ричарда Эттенборо «В любви и войне», «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана и расшифровка гения в сборнике «Код Параджанова».
«Код Параджанова»
Россия-Армения-Италия, 2002
Режиссер: Левон Григорян
Язык: русский
Субтитры: русские, английские
«RUSCICO»
В сборнике документальных фильмов «Код Параджанова» Левон Григорян, работавший вместе с одним из самых парадоксальных режиссеров ХХ столетия, попытался если не разгадать, то максимально приблизится к пониманию творчества своего коллеги и учителя.
Начинает долгий рассказ-исследование, пожалуй, самая интересная работа Григоряна «Воспоминания о Саят-Нове». В основе ее лежит мифическая и мистическая прелюдия: 40 лет назад под давлением советской цензуры Параджанов был вынужден переименовать «Саят-Нову» в «Цвет граната» (1968), а монтаж доверить Сергею Юткевичу. В таком, единственно возможном на тот момент виде картина и вышла на экраны. Однако, в закромах «Армянфильма» нашлись ее чудом сохранившиеся черновые материалы, воспользовавшись которыми, Григорян восстановил изначальный замысел фильма. В получившемся «детище текстологии» зритель увидит как «старые», так и совершенно «новые» кадры.
Другой фильм сборника – «Эрос и Танатос», в котором разбираются две сквозные темы в творчестве Параджанова – собственно, темы любви и смерти. «Орфей спускается в ад» посвящен тем годам, что Параджанов провел в лагере строгого режима, где им был нарисован (обычной шариковой ручкой) цикл рисунков-иллюстраций к Новому Завету. Четвертая по счету лента «Я, Сергей Параджанов», которая была смонтирована через несколько месяцев после смерти режиссера, включает в себя кадры со съемочных площадок и отрывки из интервью. Замыкает же сборник телевизионная серия из цикла «Острова» – «Андрей и Сергей», рассказывающая об общих творческих мотивах и крепкой дружбе двух во многом противоречивых гениев – Параджанова и Тарковского.
«Фанни и Александр» /Fanny och alexander/ (1982)
Швеция-Франция-ФРГ, 1982
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Лина Олин, Харриет Андерсон, Эрланд Йозефсон
Язык: русский, шведский
Субтитры: шведские
«Кармен Видео»
«Другое кино» выпускает в серии «Коллекция» последний большой шедевр шведского режиссера Ингмара Бергмана – «Фанни и Александр». Знаменитый фильм, собравший все мыслимые кинонаграды (от четырех «Оскаров» до «Золотого глобуса»), прошел полную реставрацию изображения и звука.
Швеция начала ХХ века. Красавица-актриса Эмили живет вместе с мужем и двумя детьми (Фанни и Александром) в огромном буржуазном доме среди множества родственников и не меньшего числа слуг, соблюдая бесконечные семейные традиции. Однако муж неожиданно умирает, и Эмили находит нового возлюбленного, а заодно и отчима для своих детей. Им становится чопорный епископ, принимающий вчерашнюю актрису и ее отпрысков в свой дом-обитель, где на окнах висят решетки, а в комнатах царит полумрак. Не пройдет и года, как Эмили пожалеет о том дне, когда переступила порог чужого аскетичного замка, оставив все свои вещи в родовом гнезде, а воспитание Фанни и Александра доверила… чудовищу.
В конце 70-х Бергман объявил о конце своей работы в качестве режиссера кино, полностью посвятив себя театру. Лишь через 20 лет отшельник с острова Фарё вернулся в кино, чтобы снять «Сарабанду», однако «Фанни и Александр» так и остался своеобразным итогом, яркой точкой в его холодном, драматичном и захватывающем зрителя экранном искусстве. Каждый кадр, снятый оператором Нюквистом, кажется зашифрованным магическим посланием то сном, а то и детским воспоминанием, – как замечал Бергман в книге «Картины». Так что не стоит удивляться, если среди теней и образов «Фанни и Александра» вдруг обнаружишь обитающие в твоей собственной голове.
«В любви и войне» /In Love And War/ (1996)
США, 1996
Режиссер: Ричард Эттенборо
В ролях: Крис О'Доннелл, Сандра Буллок, Маккензи Эстин, Марго Стайнберг
Язык: русский, английский
Субтитры: русские
«CP Digital»
«В любви и войне» Ричарда Эттенборо посвящен героическому периоду в жизни Эрнеста Хэмингуэя – Первой мировой войне, в которой он принял активное участие, описав позже свои впечатления в романе «Прощай, оружие».
1918 год, Америка оказывает Италии поддержку в сражениях с немцами и австрийцами. Среди прибывших добровольцев и юный корреспондент Эрнест Хемингуэй (О'Доннелл), которого на фронт не пускают – так что юноше приходится лишь с жадностью рассматривать винтовки однополчан и слушать их красочные и страшные рассказы. Но волей случая он таки оказывается на линии огня, где сразу же получает серьезное ранение в ногу. Простреленную конечность собираются ампутировать. Но на счастье Эрнеста в госпитале он встречает американскую медсестру Агнес (Буллок), которая спасает ногу, а заодно завоевывает сердце молодого корреспондента.
Легкая и во многом сентиментальная драма Эттенборо была снята по роману «Хемингуэй в любви и на войне». Нужно заметить, что лауреат Нобелевской премии представлен в фильме еще никаким не великим и даже не писателем, а мальчишкой, ставшем национальным героем – по возвращении на родину о Хемингуэе написали все газеты страны, как о первом раненом на итальянском фронте американце. А зрители фильма оценили трогательный актерский тандем Криса О'Доннелла и Сандры Буллок – бокс-офис фильма в США составил без малого 15 млн. долларов. В Берлине «В любви и войне» получил номинацию на «Золотого медведя».