Слава героям! Если бы не их неутомимые сердца, нам было бы несдобровать. Едва не в каждом фильме находится смельчак, который с открытым забралом бросается в борьбу с мировым злом и, преодолевая препоны и барьеры, спасает в итоге мир
Индиана Джонс не остановил нацистов
«Парадокс Индианы Джонса» – шутка настолько известная, что ее использовали даже герои сериала «Теория большого взрыва». Заключается она в той простой мысли, что в первом фильме о докторе Джонсе знаменитый археолог делает все что угодно, но только не расстраивает планы немцев. В самом деле, не будь в сюжете Инди, Беллок бы просто нашел ковчег, отвез его на остров, открыл бы и погиб бы так же, как в финале картины. Единственная польза от Джонса – он спас в Тибете Мэрион, да и то не факт, что девушку убили бы, отдай она медальон. Думаете, это единственный прокол Индианы Джонса? Да ничуть! В следующем фильме, как вы помните, Джонс спасает от кровожадных жрецов священные камни. Дабы артефакты не попали в руки Мола Рама, наш герой сбрасывает их в реку в ущелье, где они исчезают навсегда. Забавно, но за несколько минут до этого Рам пытается затопить шахты, зная, что там находится археолог с камнями. Кажется, герои и злодеи в «Храме судьбы» хотели одного и того же. Просто не договорились на берегу.
Дуэль Люка и Дарта Вейдера была лишней
В первых двух частях классической трилогии Джорджа Лукаса фигуре молодого Люка Скайуокера уделяется достаточно времени, чтобы зрители не только полюбили юного джедая, но и поверили в его незаменимость и ключевую роль во всех последующих событиях. Но вынуждены разочаровать вас, если бы Люк провел «Возвращение джедая» вдали от «Звезды Смерти», в сюжете саги не поменялось бы практически ничего. Как вы помните, «Звезду» разрушил Ландо Калриссиан на «Соколе тысячелетия», и Император и Дарт Вейдер вряд ли захотели бы и смогли бы покинуть свой форпост до уничтожения. Единственное, чего лишились бы зрители в таком варианте развития событий, это сцены прощания отца и сына Скайуокеров, и мы никогда не увидели бы лица Дарта Вейдера без маски. Впрочем, эти сантименты факта не отменяют – Люк рисковал собой зря.
Нокс зря выступил против Джокера
Репортер Александр Нокс – персонаж, специально придуманный для Бэтмен-киновселенной Тима Бертона, поэтому каких-то особенных поклонников у этого героя просто не могло быть. Но после фильма свои фанаты появились и у этого парня: кое-кто до сих пор считает, что Нокс – самый смешной человек в Готэме и окрестностях. Он и вправду остроумен, но не в меру назойлив и часто бесцеремонен. И, как оказалось, достаточно глуп, чтобы умереть – в момент атаки Джокера на город репортер не стал прятаться от удушающего газа, а вступил в схватку с клоунами-убийцами. Нокс избежал отравления, прикрывшись платком (как умно!), успел наподдать паре негодяев, но был «остановлен» машиной Викки Вэйл. А ведь мог просто отсидеться где-то, прессе не обязательно рваться на передовую, тем более что в свои руки правосудие взял Темный рыцарь.
Мама торопилась зря
Существует множество картин, подлинное значение которых открывается зрителям не с первого и даже не со второго просмотра. Наверняка засмотренная вами до дыр комедия «Один дома» тоже имеет второе дно, о котором мало кто задумывается, – мы расскажем вам, почему главная жертва в фильме не Кевин и даже не «мокрые бандиты», а Кейт МакКалистер, заполошная матушка несчастного «потеряшки». Прочувствуйте ужас ситуации: она не только оставила ребенка одного в огромном доме, Кейт еще и не может вернуться в кратчайшие сроки. После череды приключений и пересадок ей приходится добираться домой на перекладных в сомнительных шумных компаниях и разбитых авто. И все это только ради того, чтобы приехать домой за минуту до возвращения всех остальных родственников. Кто же знал, что подвиг матери окажется никому не нужен?
Т-800 не предотвратил Судный день
Сцена погружения Терминатора в ванну расплавленного металла – одна из самых трогательных не только в фильмах о «машинах из будущего», но и в боевиках 1980-1990-х вообще. Воздевши кверху большой палец, телохранитель Сары и Джона исчезает в пламени, унося с собой технологии Скайнет. Вот только на деле восстания машин этим широким жестом избежать не удалось – Судный день был лишь перенесен на несколько лет дальше по временной шкале, но машины с людьми все равно сошлись в смертельной битве. Самопожертвование – это, конечно, очень красиво, но, возможно, Джону стоило отговорить Т-800 от горячих в буквальном смысле действий и оставить где-то у себя в гараже или на заднем дворе. Робот с таким багажом умений в хозяйстве пригодился бы, пусть и несколько потрепанный.
Рипли покончила собой впустую
Есть что-то в излюбленной режиссерами сцене гибели героя в огненном море: так завершил свой путь уже упомянутый Т-800, так погиб Голлум, так поставила точку Эллен Рипли – последний оплот человечества в борьбе с ксеноморфами. Вот только точку ли? В «Чужом 3» Финчера Рипли, раздавленная потерей всех близких ей людей, растоптанная жестокостью планеты-тюрьмы, уничтоженная мыслью о том, что эмбрион твари находится у нее внутри, бросается в водоворот пламени, не допуская даже мысли о том, что ее клетки станут когда-нибудь прототипом биологического оружия. Самоотверженный поступок. Но напрасный. Через пять лет свет увидела четвертая часть франшизы, в которой рассказывается, что спустя 200 лет после самоубийства ученым удалось восстановить и Чужого, и Рипли. Вот и гори после этого в аду.
Инопланетян смыло бы первым дождем
Главное умение М. Найт Шьямалана устроить в финале своего фильма хитрый твист – это его же ахиллесова пята. Обычно объяснение происходящему дается настолько глупое, что диву даешься. Вот взять хотя бы «Знаки» – фильм говорит нам только о том, что если бы родные преподобного Грэма Хесса сидели дома на попе ровно, то нашествие закончилось бы и без их участия. Пришельцев, нетерпимых к воде, просто смыло бы дождем, туманом или утренней росой в самые ближайшие дни и часы. Вообще, скудоумие инопланетных захватчиков здесь превышает любые допустимые пределы – как можно атаковать планету, на 70% покрытую смертельным для тебя ядом? Впрочем, идиоты к нам залетают не только в «Знаках», знаменитые марсиане из «Войны миров» тоже полезли на Землю без разведки – и были укокошены банальными соплями.
Уничтожение памяти бесполезно
Романтическая драма Мишеля Гондри закольцована весьма логично – Джоэлу удается убедить Клементину попробовать выстроить отношения с нуля. К сожалению, такая концовка полностью выхолащивает все предыдущие страдания главного героя, так или иначе, но другого пути для него и его синеволосой спутницы просто не существует. Так устроен мир, уничтожение нескольких воспоминаний никак не меняет ни характер человека, ни его желания или привычки – Джоэлу и Клементине быть вместе уготовано самой судьбой. Один из вариантов сценария даже предполагал несколько иной финал: уже в преклонном возрасте Клементина должна была вспомнить на очередном сеансе по «промывке мозгов», что она уже неоднократно обращалась в «Лакуна Инк». Так что бесстрашный поход героя Джима Керри на операцию – не более чем пустой пафос, от любви не скрыться.
Людям не остановить Осьминога
Это весьма распространенное клише в боевиках самого разного уровня художественной ценности – заведомо более слабый выступает против злодея со словами: «Сначала тебе придется убить меня». Во всем своем «великолепии» его можно наблюдать, например, во втором «Человеке-пауке» в эпизоде, где доктор Осьминог выводит из строя городской поезд, а затем атакует в нем Питера Паркера. Изрядно потрепанный юный супергерой в какой-то момент теряет силы, но на его защиту встают пассажиры летящего под откос поезда со словами: «Только через наши трупы!» Отто Октавиус соглашается, но совершить неотвратимое не успевает. Поза пассажиров понятна – после событий 11 сентября 2001 года ньюйоркцы не упускают случая показать, что они сплочены и готовы сопротивляться любым угрозам. Но для сюжета фильма это геройство оказалось пустым.
Альдо Рейн только мешал Шошанне
Финалу тарантиновских «Бесславных ублюдков» приято рукоплескать – Жид-Медведь расстреливает Гитлера, команда Альдо Рейна подрывает кинотеатр, и нацистская верхушка погибает в пожаре. Все это здорово, но, постойте, именно таков и был изначальный план Шошанны, жаждущей отомстить за отнятые жизни своих родных. Причем ее план был гораздо более внятным и тщательно продуманным, Рейн же только взбесил нацистов своим появлением и привлек дополнительное внимание Ганса Ланды. Не появись в фильме американцы, все прошло бы «без сучка и задоринки», Гитлер так же отправился бы на тот свет, а Бриджит фон Хаммерсмарк была бы жива…
Гарри Поттер не был угрозой Волан-де-Морту
Жаль расстраивать поклонников «поттерианы» – наверное, самой большой фанатской армии в мире, – но их кумир и в книгах, и в фильмах был откровенной лишней мебелью, если рассматривать его как борца с Волан-де-Мортом. Для себя Гарри сделал многое: расстался с приемной семьей, обзавелся друзьями, нахватался каких-никаких магических знаний, но в битве с ищущим мирового господства Волан-де-Мортом Поттер перестал играть существенную роль уже в первом фильме, когда Темный волшебник не смог завладеть философским камнем. Кто выяснил, как победить Волан-де-Морта? Гермиона. Кто уничтожил крестражи? Рон и Невилл. Больше того, Гарри был тем неприкосновенным запасом жизни для злодея, который оставался на крайний случай. В итоге получается, что с Гарри или без него Хогвардс выстоял бы, а Волан-де-Морт, скорее всего, был бы схвачен и уничтожен или ослаблен до полного забвения.
Полет в портал не исправил Тони Старка
Самопожертвование Тони Старка в финале «Мстителей» – эпизод, плохо продуманный со многих точек зрения. Для начала, ракеты можно было направить прямо туда, а не стрелять по Манхэттену. Во-вторых, Старк не выглядит оптимальным «носителем» ядерного заряда, для транспортировки лучше подошли бы менее уязвимые Халк или Тор. Наконец, такое человеколюбие – совсем не в характере Старка. Железный человек – персонаж эгоцентричный, высокомерный, тщеславный и необыкновенно любящий жизнь, не ему бросаться на амбразуру с одной на всех гранатой. В конечном итоге даже после эмоционального прощания с Пеппер Потс Тони остался жив, причем Marvel лишила своего героя главного – прозрения и изменения. Увы, Старк зря летал в портал, он не стал ни добрее, ни человечнее, ни уравновешеннее. Зачем же тогда такие жертвы?