Депрессивная и не особенно смешная трагикомедия о причудливых обитателях старого парижского дворика
Пожилой рокер Антуан (Гюстав Керверн) страдает от такой тяжелой апатии, что больше не может выступать с концертами. Решив найти профессию попроще, мужчина устраивается на работу дворником-привратником в старый парижский доходный дом, который, как обнаруживается, населен весьма причудливыми обитателями. Самой странной из всех оказывается жена владельца дома Матильда (Катрин Денев), после выхода на пенсию пытающаяся найти себя в социальном активизме.
Глядя на наполненную романтическими комедиями фильмографию режиссера Пьера Сальвадори («Случайный роман», «Роковая красотка») и рассматривая постер «Женщины» с сидящими на лавочке двумя главными героями, легко предположить, что француз снял очередную легкомысленную мелодраму – на сей раз для тех, кому за 50. Но если вы придете в кино в ожидании романтической истории, то вы здорово разочаруетесь. Ничего подобного в «Женщине» нет. Это не романтическая комедия, не мелодрама, не трагическая мелодрама… Одним словом, это не фильм о любви.
О чем он на самом деле? О том, что на свете много психов. Особенно среди тех, кто во Франции живет не в собственных домах, а в маленьких квартирках. Сам не вполне адекватный человек, страдающий от депрессии, апатии, патологической бессонницы и наркомании, Антуан на новой работе оказывается в окружении фарцующего велосипедами «торчка», распространяющего сектантские листовки мутного русского бродяги, лающего по ночам архитектора (мужчина хочет выманить собаку, которую в нарушение правил держит один из обитателей дома) и главной героини, которая представляет собой хорошо знакомый в России типаж «бабушка-активистка». Мучаясь от безделья, паранойи и неуемной энергии, Матильда то спасает китов, то защищает нелегальных иммигрантов, то устраивает цирк с конями, когда обнаруживает в своей квартире трещину («Вы не понимаете, дом может обрушиться! Под Парижем сплошные карстовые промывы! Вот фотографии, как это бывает в шахтерских городках!»).
Сцены с участием этих эксцентричных персонажей порой забавны, но куда чаще они грустны и печальны. Видно, что люди в доме, где работает Антуан, несчастны и что их ничто не может спасти. Главный герой, правда, пытается это сделать, но он сам страдает не меньше их, и его жиденьких силенок хватает лишь для помощи одному из его «подопечных». Да и то оптимистичный эпилог кажется скорее данью предыдущим, позитивным картинам Сальватори, чем логичным выводом из того, что случается в картине ранее – особенно в трагической кульминации и в ведущих к ней сценах.
Можно ли назвать хорошим кино, которое вгоняет в депрессию и лишь изредка и вполсилы развлекает? Это вопрос вкуса. Но вот структуру фильма, состоящего скорее из отдельных сцен, нежели из четко прочерченной драматической линии, точно удачной не назовешь. И Картин Денев в главной роли не убеждает. Не потому, что она плохо играет (вдовствующей императрице французского кино трудно играть плохо), а потому, что ее героиня слишком гламурна для своего мужа, своего дома и своего окружения. Среди хмырей вроде персонажа Керверна и его новых корешей она смотрится как фотомодель в ночлежке, и в фильме нет ничего, что могло бы оправдать появление такой женщины в таком кино. Кроме сугубо коммерческого интереса продюсеров привлечь в залы зрителей в возрасте, которые еще не забыли, кто такая Картин Денев. Потому что, откровенно говоря, других очевидно сильных сторон у картины нет. По крайней мере, для иностранцев, которые хуже французов знают задействованных в фильме актеров.