Рассказываем о свежих работах отечественных авторов, которые добрались до интернет-релиза, — от очередного фильма про девяностые до любопытных региональных картин из Якутии и Башкортостана.
Очередной режиссёрский дебют, посвящённый лихим 90-м, — как и «Бык», кстати, от вгиковского выпускника, Ивана Снежкина. В его картине турбулентное десятилетие выступает полигоном для жёсткой криминальной комедии с юмором на грани фола, рассказывающей о трёх друзьях, решивших подороже продать почку местному криминальному авторитету (хотя нужна она брату-инвалиду одного из них). Новых «Жмурок», понятно, из «Печени» не выходит, но взглянуть на картину может быть любопытно — ведь это очередной пример того, как новое поколение постановщиков осмысляет эпоху, о которой знает лишь из детских воспоминаний.
За последний год вышло аж два фильма про Зою Космодемьянскую, героиню Великой Отечественной войны, которую повесили за поджог домов коллаборационистов (или, по другим сведениям, немецкой конюшни). Картина Ольги Товмы — эдакий младший брат вышедшей ранее «Зои», низкобюджетная драма, пытающаяся найти новый ракурс для знакомой истории. Здесь главный герой — военный корреспондент, решивший докопаться до истинных причин и обстоятельств смерти молодой партизанки. Учитывая, сколько раз история Космодемьянской подвергалась ревизии и переосмыслялась, ничего нового фильм, конечно, не рассказывает. Но как попытка снять военное кино с минимальными средствами, вероятно, заслуживает внимания.
Экранизация повести Тимофея Сметанина — о якутском охотнике, который стал снайпером Красной армии во время Великой Отечественной войны. Картину начали снимать ещё в 2015-м, но из-за смерти режиссёра Аркадия Новикова смогли завершить только недавно. «Рядовой Чээрин» — ещё один пример развивающегося в России регионального кино, которое не может похвастаться огромными бюджетами, зато рассказывает истории, не интересные большой индустрии. Этот фильм не хватает звёзд с неба, но зато сделан с искренней любовью к материалу — такой не найдёшь в военных блокбастерах от мейнстримных отечественных студий.
И вновь региональное кино, в этот раз родом из Башкортостана. «Отряд Таганок» — это приключенческая комедия о простых пареньках из маленького аула, которые решают спасти находящуюся рядом гору, ведь та «разваливается» на глазах и может накрыть оползнем всю их родную деревню. Фильм Айнура Аскарова напоминает одновременно старые советские ленты и работы какого-нибудь Тайки Вайтити (в особенности ранние, вроде «Мальчика»), а заодно лишний раз говорит, что интересные вещи в российском кино часто происходят вдали от Москвы и Санкт- Петербурга.