Веселая, но плоская и дурацкая фантастическая комедия для тех зрителей, кто с теплотой вспоминает видеоигры начала 1980-х
Когда Сэм Бреннер (Адам Сэндлер) и Уилл Купер (Кевин Джеймс) были подростками, они участвовали в чемпионате по аркадным видеоиграм. Сэм занял второе место в общем зачете, проиграв лишь легендарному Эдди Планту (Питер Диклейдж). С тех пор много воды утекло. Уилл стал президентом США, Эдди попал в тюрьму за мошенничество, а Сэм устроился на работу настройщиком домашней электроники. Внезапно Землю атакуют пришельцы, которые перехватили запущенный американцами зонд со всевозможными видеозаписями на борту и решили, что репортажи с чемпионата по видеоиграм – это объявление войны. Чтобы достойно ответить на «земной вызов», инопланетяне создали воинов-роботов в виде огромных видеоигровых героев и запрограммировали их вести себя в точности так, как действовали персонажи Pac-Man, Centipede, Donkey Kong и других некогда популярных аркад. Поэтому для войны с ними нужны люди, которые помнят все секреты тех игр, и президент Купер обращается за помощью к Сэму, Эдди и их общему другу Ладлоу Ламонсоффу (Джош Гэд), тоже одержимому мастеру джойстика.
Провоцирование ностальгии – это рискованная художественная игра для многомиллионного блокбастера, рассчитанного на мировой прокат. У США была одна история, у России – другая, у Китая – третья, а у Германии – четвертая. И потому то, что в одной стране вызывает прилив счастливых детских воспоминаний, в другой стране смотрится со скукой или даже с недоумением. Как, например, отреагируют в Штатах на нашу картину, которая начнется с песни «Прекрасное далеко» из «Гостьи из будущего»? Для нас это культ (по крайней мере, для поколения 30-летних), а для них – просто старомодная музыка с непонятными словами.
«Пиксели» – еще более наглядный пример того, почему в фильме за 110 миллионов долларов на ностальгию полагаться опасно. В России картина Криса Коламбуса («Гарри Поттер и философский камень», «Один дома», «Балбесы») выходит с возрастным рейтингом «12+», но куда точнее было бы пометить ее рейтингом «40+», поскольку это фильм для тех, кто был подростком в начале 1980-х, когда Pac-Man, Donkey Kong и другие игры того поколения покорили Японию и Америку. Тем, кто не пронес через всю свою жизнь желание врезать Донки Конгу чем-нибудь тяжелым, чтобы наказать его за все «съеденные» игровым автоматом четвертаки, «Пиксели» до конца не понять и не прочувствовать. Что бы там ни говорили авторы фильма в своих интервью о «семейности» их творения.
Где, однако, в России найти зрителей, которые играли в те аркады? У нас была совсем иная история знакомства с западными видеоиграми, и среди тех хитов, которые перечисляет Виктор Пелевин в «Принце Госплана», нет почти ни одного совпадения с аркадами, которые фигурируют в «Пикселях». Да, те, кто интересуется историей, знают жанровую классику. Но Pac-Man и Donkey Kong вряд ли вызовут у наших зрителей подходящего возраста такой прилив ностальгии, какой вызвали бы Prince of Persia и Digger. А те, кто старше или младше – равно как и те, кто не заразился любовью к «стрелялкам» и «прыгалкам», – уж точно будут смотреть «Пиксели» глазами сторонних наблюдателей, а не тех, кто хоть олицетворяет себя с главными героями и с их ностальгическим пристрастием к играм начала 1980-х.
Разумеется, ностальгия – не единственная составляющая «Пикселей». Но это основное блюдо, и все остальное в картине – лишь гарнир. Начиная с шуток и гэгов разной степени неуклюжести (в фильме есть и очень смешные сцены, и моменты, во время которых хочется заткнуть уши и закрыть глаза) и заканчивая экшеном, который лишь в паре фрагментов достигает боевикового драматизма. В прочих боевых эпизодах герои лишь весело проводят время, то отстреливая, как в тире, инопланетных роботов, то гоняясь по Нью-Йорку за Пэкменом. Понятно, все великовозрастные персонажи при этом постоянно валяют дурака, и герой Сэндлера, вопреки обыкновению актера, оказывается одним из самых вменяемых членов команды. Основным объектом высмеивания оказываются инфантильные великовозрастные геймеры (Ладлоу, например, все еще живет с бабушкой), но достается и военным, и политикам, и женщинам средних лет… И даже пожилым японским создателям видеоигр.
Также в картине есть едва намеченная романтическая линия, толика «мимишности» и еще кое-что по мелочи. Но ничего из того, что в «Пикселях» можно найти, не оправдывает стоимости билета, если зрители не чувствуют ностальгии по играм начала 1980-х – или не хотят этой ностальгией проникнуться. Так, если вы не хотите увидеть, как живой человек карабкается по лесенкам Donkey Kong и прыгает через катящиеся бочки, то «Пиксели» вряд ли вас порадуют.
Напоследок заметим, что педантичным фанатам старых игр картину тоже лучше обойти стороной. Чтобы не лопнуть от ярости, когда в фильме заявят, что у аркад эпохи Pac-Man были чит-коды. Или когда среди фигурирующих в картине игр окажутся релизы второй половины 1980-х, которые вроде бы не должны были попасться на глаза пришельцам. И, конечно, не стоит даже задумываться о логических прорехах и нестыковках сюжета. «Пиксели» не воспринимают себя всерьез и ждут от зрителей того же.
Как и герои фильма — неудачники, упустившие свое время — Сэндлер и Коламбус поднапряглись и выдали замечательный летний аттракцион, который, не будь зритель испорчен комиксами и ремейками, вполне мог стать культовым. Минимум пошлости, отличный юмор, бодрая игра актеров — «Пиксели» сложились в великолепную картинку.