Считается, что трейлер фильма должен более или менее точно пересказывать его сюжет, знакомить аудиторию с актерами, давать представление о жанре и тональности картины. Увы, подобными правилами руководствуются не все трейлермейкеры
Один из верных способов привлечь внимание зрителя – выдать постановку за более масштабную, чем позволял ее бюджет. Чтобы добиться такого эффекта, продюсировавший «Хищников» Роберт Родригес применил простой до гениальности прием: взял кадр из фильма, где на героя Эдриана Броуди наведен лазерный прицел космического охотника… и пририсовал туда еще дюжину таких прицелов. Смотрелось красиво. Но все те, кто надеялся насладиться эпичной битвой с участием целой толпы Хищников, в итоге остались несолоно хлебавши: за весь фильм зрителю показали лишь четверых инопланетных душегубов.
Не сказать, что фильм вышел плохим – он вполне отрабатывал свои деньги, – но если уж анонсируешь что-то, то вынь да положь. Порой так бывает, что в трейлер попадают кадры из сцен, которым не нашлось место в финальном монтаже, – но вышеописанный кадр с Броуди именно что попал в фильм. Просто выглядел он в сравнении с трейлером так слабенько, что фанаты еще долго гудели в интернетах: «Трейлер-то – фотошопнутый!»
Те, кто купился на постер и трейлер фильма братьев Дюпласс «Сайрус», вряд ли могли учуять недоброе: Джона Хилл ведь комедийный актер? Как и Джон Си Райли? Отлично, значит, надо идти. Тем более что трейлер ленты был вполне себе гэговый: разведенный толстяк пытается завязать отношения с женщиной, сынок которой его ненавидит. Веселенький постер со средним пальцем, показываемым Джоной Хиллом, и теглайном «В натуре, не трахай мою мамку», не оставлял сомнений: будет похабно и смешно (на это намекал и рейтинг R).
На поверку же фильм оказался «драмой с элементами комедии» – аморфной и скучной, без четкого сюжета (вроде бы присутствовавшего в трейлере), наполовину сымпровизированной актерами… Сам фильм ругать смысла нет – это Дюплассы, стиль у них такой. А вот тем, кто пытался впарить зрителю несмешное кино под видом «взрослой комедии на грани фола», должно быть стыдно: эту по-своему неплохую ленту многие зрители возненавидели только лишь потому, что их неправильно сориентировали насчет ее жанра. Даже несмотря на попадание в список любимых лент Квентина Тарантино, 7 миллионов бюджета «Сайрус» так и не отбил.
«Кенгуру Джекпот» – тот самый случай, когда «взрослый» фильм авторам очень хотелось выдать за детский. Студия не была уверена, что лента окупится, и очень переживала по этому поводу. Потому зрителей было решено сбить с толку. Срочно досняли и добавили к фильму сцену, в которой один из главных героев галлюцинирует и видит кенгуру, читающего рэп с шутками и прибаутками, – сделано это было специально для того, чтобы можно было поместить говорящего кенгуру в трейлер. Довершил маскировку постер, на котором сумчатого зверя одели как человека и снабдили солнцезащитными очками. Также продюсер Джерри Брукхаймер настоял на переозвучке некоторых диалогов, в которых фигурировали нехорошие слова типа «куриное дерьмо».
Расчет оправдался: публика массово обманулась, приняв «Кенгуру Джекпот» за «детское кино про говорящих животных», и фильм неплохо окупился (впоследствии даже был выпущен direct-to-video сиквел, в котором кенгуру действительно разговаривал!). О том, что на самом деле это кино вовсе не для детей и что по сюжету кенгуру украл деньги мафии, на которую работают главные герои, зритель узнавал уже непосредственно в кинозале. Критики сходятся во мнении, что хитрый прием Брукхаймер позаимствовал у авторов вышедшей годом раньше диснеевской комедии «Снежные псы», с помощью трейлера пытавшейся притвориться фильмом про говорящих собак. «Снежные псы» и так были семейным кино, но говорящих животных ведь много не бывает, правда?
Просмотр в меру бодрого трейлера «Морпехов» может заставить вас думать, что это военное кино с достойным экшеном. Увы. В самом фильме, значительно порезанном перед релизом, не то чтобы показано маловато боевых столкновений – их там нет вообще. Можно сказать, что режиссер Сэм Мендес и не планировал потчевать аудиторию баталиями – фильм, как ни крути, задумывался как экспериментальный, – но реклама, постаравшаяся подогнать картину под стандарты war movie, сыграла со зрителями злую шутку.
Похожим путем пошли маркетологи фильма Джастина Лина «Поединок», в рекламной кампании старательно скрывавшие ото всех, что это, в общем-то, боксерское кино. Вместо этого на постерах и в трейлерах активно эксплуатировались кадры из первых 20 минут фильма, показывавшие главного героя в стенах Военно-морской академии, – аудитория обязана была поверить, что ей предлагается нечто вроде «Лучшего стрелка», только с Джеймсом Франко вместо Тома Круза. Даже когда подлог раскрылся, производители продолжили гнуть свою линию: оформление выпущенных позже DVD по-прежнему отказывалось признать, что сюжет ленты посвящен боксу. Им, маркетологам, конечно, виднее, но в прокате лента провалилась с эпичным треском.
После «Чужих» Джеймса Кэмерона все ждали триквела с нетерпением, и первый тизер-трейлер был весьма многообещающим – в нем открытым текстом анонсировалось, что действие ленты 1992 года развернется на планете Земля. Но когда публика побежала в кинотеатры, выяснилось, что Дэвид Финчер снял нечто совсем другое. Причиной дезинформации стал раздрай в стане проекта: из-за того что продюсеры сами не знали, чего они хотят, режиссеры и сценаристы менялись ими как перчатки, и сюжет оставался неопределенным до самого последнего момента. Кроме того, исполнительница главной роли Сигурни Уивер то желала сниматься, то не желала, да еще, как назло, вмешалась забастовка сценаристов…
В толстой пачке сценариев, скопившейся за это время, были и такие истории, в которых действительно фигурировала Земля, более того, там действовали русские космические коммунисты, но СССР очень не вовремя развалился, обессмыслив всю задумку. Как следствие, решение о том, какой из многочисленных сценариев уйдет в работу, было принято перед самым началом съемок. А поскольку ни один из сюжетов не нравился продюсерам на 100%, то конечную историю пришлось собирать из кусочков, надерганных из разных черновиков. Финчер вдобавок оказался на редкость строптивым режиссером: поскандалив с авторитарным руководством, он ушел сразу после съемок, предоставив боссам заниматься монтажом самостоятельно. Чего уж тут говорить о зрителях, если авторы ленты сами до последнего не знали, что за фильм у них получится…
Голливуд панически боится всего нового – ведь совершенно непонятно, как это новое рекламировать и будет ли реклама успешной. Поэтому любое нестандартное кино стараются упаковать в максимально стандартизованную упаковку, вызывающую ассоциации с популярным коммерческим продуктом. В результате имеют место казусы вроде того, что случился с лентой «Драйв»: благодаря хитро нарезанному трейлеру медитативный неонуарный триллер превратился в нечто в духе «Форсажа» – чем он, разумеется, даже близко не являлся. То есть, конечно, в «Драйве» были и драки, и стрельба, и тачки, и красивые девушки, но совсем чуть-чуть: те, кто пошел на него в кинотеатры с целью «поразвлечься», обнаружили, что в фильме мало действия и почти нет диалогов, зато присутствует несколько экстремально «взрослых» сцен, от жестокости которых кровь стынет в жилах.
Несоответствие ожиданий результату было настолько вопиющим, что на киностудию подала в суд одна из зрительниц, потребовав вернуть деньги за билет и прекратить наконец обманывать зрителей спекулятивными трейлерами. Все это, конечно, отнюдь не значит, что «Драйв» – плохое кино. Просто оно не для всех. О последнем факте зрителей не предупредили, что и породило возмущение. Впрочем, за недобросовестную рекламу в Голливуде пока что еще никто на нары не сел – так что, судя по всему, все и дальше будет идти так, как идет.
После сумасшедшего успеха сериала «Во все тяжкие» не приходилось удивляться желанию авторов новой «Годзиллы» пригласить в свой фильм Брайана Крэнстона. Но одно дело дать человеку не самую примечательную роль, а другое – сделать вид, будто Крэнстон исполняет центральную партию. А именно такое впечатление и складывается. Между тем персонаж Брайана, вокруг которого сфокусированы все трейлеры, выбывает из игры меньше чем на половине фильма. Что касается самой Годзиллы, то она в новом фильме выступает скорее союзником людей, чем противником, – но и об этом авторы умалчивают.
Вообще, ситуации, когда малюсенькое камео какой-нибудь приглашенной звезды размазывается тонким слоем по всему трейлеру, в кинобизнесе нередки. Анджелина Джоли в «Небесном капитане и мире будущего», Эдди Мерфи в «Лучшем способе защиты» – обоим достались весьма второстепенные роли, но, пока фильмы готовились к выходу, Эдди и Анджелину настигла слава, по итогу заставившая продюсеров прибегнуть к нечестному трейлерному монтажу: не важно, что там себе думает зритель, лишь бы велся на продаваемые физиономии. Похожая история с «Битлджусом»: титульному персонажу ленты, подмявшему под себя трейлер, в самом фильме отводится меньше 20 минут экранного времени. Особо пикантный случай: появление Роберта Дауни-младшего в роли Тони Старка в трейлере «Невероятного Халка». Актер появился в этом фильме лишь в полуминутном камео – верней, даже не в самом фильме, а в стингере, прицепленном после финальных титров, так что большинство зрителей его так и не увидели. Но свою рекламную функцию он, конечно, выполнил.
Не будем спорить: в целом трейлер «Суини Тодда» довольно верно пересказывает старинный сюжет об оклеветанном парне, с помощью опасной бритвы мстящем преступным властям за поруганную честь. Но есть одно «но»: по трейлеру ленты Тима Бертона никак невозможно догадаться, что в данном случае речь идет о мюзикле. Можно лишь представить реакцию молодежи, настроившейся на ретросплэттер с реками крови и уже в кинозале сообразившей, что герои половину экранного времени заняты распеванием арий.
Что ж, Бертон изначально ни от кого скрывал, что его экранизация базируется на известной бродвейской постановке 1979 года. Но чтобы быть в курсе подобных вещей, надо как минимум интересоваться театром, как максимум – читать разнообразные киноновости и интервью. А что делать тем, кто при выборе фильмов руководствуется только трейлерами? Вопрос открытый.
Врать – так по-крупному! Трейлеры «Геракла» Бретта Рэтнера всячески убеждают зрителя в том, что немалая часть сюжета фильма посвящена знаменитым подвигам – победе сына Зевса над трехголовым Цербером, эриманфским вепрем, лернейской гидрой и другими мифологическими тварями… Не тут-то было! За исключением мимолетного упоминания «подвигов Геракла» в самом начале фильма, они больше нигде не фигурируют. Да и сам Геракл при ближайшем рассмотрении никакой не полубог, а обычный физически сильный воин-наемник.
Критиков так обозлила попытка выдать банальный пеплум за фэнтези, что некоторые из них прямо призвали зрителей бойкотировать ленту. Остается непонятным, зачем студия «Парамаунт» вообще взялась экранизировать комикс Стива Мура (о том, что послужило первоисточником, ролики также стыдливо умалчивали), если не была уверена в его коммерческой привлекательности, – не проще ли было по-честному адаптировать древнегреческие мифы, не вводя никого в заблуждение? Ввиду грубого ли подлога, осуществленного маркетологами, или благодаря невысокому качеству ленты, но в домашнем прокате «Геракл» по итогу провалился.
Трейлер «Ночного рейса» настраивал зрителя то ли на ромком, то ли на некую жуткую историю с демоническим подтекстом: девушка знакомится в аэропорту с приятного вида молодым человеком, они слегка флиртуют, затем незнакомец вдруг оказывается ее соседом в самолете, и… его глаза загораются красным светом. Демон в человеческом обличье? Имя режиссера культовых хорроров Уэса Крейвена, вынесенное в титры, всячески наталкивало зрителя на эту мысль.
Реальность, впрочем, оказалась далекой от всякой мистики: по сюжету молодой человек был не демоном, а обычным террористом. И от героини Рэйчел МакАдамс ему была нужна не душа, а лишь кое-какие услуги незаконного характера. Кадр же с красными глазами в фильме вовсе не фигурировал: его нарисовали специально для трейлера. Сам «Ночной рейс», кстати, был сделан весьма профессионально, и отсутствие сверхъестественной составляющей его ничуть не испортило. Вот только сложно объяснить это тем, кто не планировал смотреть триллер, а шел в кино на хоррор.