Прожигательница жизни скрывается от опасных людей в стенах монастыря.
Маша (Анастасия Ивлеева) привыкла жить весело и беззаботно. Работы нет, а деньги есть, пусть и не свои. Маша весело отдыхает в Эмиратах в компании подруги Гели (Мария Абашова), жены миллиардера восточных кровей Николая (Джаник Файзиев). Пока бизнесмен в отъезде, девушки отрываются на полную катушку. Слишком бурная вечеринка на пляже в компании незнакомцев и наркотиков заканчивается неожиданно: наутро Маша просыпается без одежды и денег, карты заблокированы, а об откровенном видео с участием подруг судачат все знакомые и светские телеграм-каналы. Тусовщица спешно возвращается в Россию и прячется от шестёрок миллиардера в стенах мужского монастыря в Вологодской области.
Главную роль в сериале исполняет Анастасия Ивлеева, которая едва ли нуждается в дополнительном представлении. Ивлеева уже снималась в комедийных проектах — сериале «Туристическая полиция» и фильме «Блогеры и дороги» (который она сама и спродюсировала). «Монастырь» позиционируется как драмеди, так что для начинающей актрисы это первая более или менее серьёзная роль. Автор идеи проекта — Александра Ремизова («Конец света», «Нулевой пациент» и «Топи»). За сценарий и режиссуру отвечает ныне опальный Александр Молочников.
В первую очередь, конечно, интересно посмотреть, состоятельна ли работа Анастасии Ивлеевой как актрисы. По первым двум эпизодам трудно сформировать однозначное мнение — у «Монастыря» очень долгая экспозиция. Всего в проекте шесть эпизодов, выход которых растянется до конца декабря. До стен религиозной общины Маша добирается только в самом конце первого эпизода, а вторая серия посвящена первым дням трудницы на новом месте. Пока тусовщица не столкнулась с многочисленными сложностями монашеской жизни, можно смело потешаться над послушницами и расхаживать по территории с довольной ухмылочкой. Первые два эпизода на экране Ивлеева ведёт себя как ведущая «Орла и решки» в слегка непривычном окружении. Маша не сама пришла к Богу, монастырь — убежище, но трудно сомневаться, что по законам жанра вчерашняя прожигательница жизни так или иначе придёт к вере. Зачем иначе тогда было вообще отправлять любительницу весёлого времяпрепровождения в тихое место, где чтят молчание, послушание и молитву?
Неправильно было бы говорить, что создатели «Монастыря» упиваются Ивлеевой в главной роли и устраивают театр одной актрисы. Машу находят у мужского монастыря, во главе которого стоит мудрый настоятель отец Варсонофий (Филипп Янковский). В ближайших эпизодах станет известно, как клирик принял постриг и оставил мирскую жизнь. В стенах монастыря Варсонофий воспитывает сына-подростка Юру (Марк Эйдельштейн). Мальчик никогда не пользовался Интернетом, не бывал на вечеринках, не знал городских удовольствий. Появление эффектной Маши вносит смуту в жизнь Юры, а отца заставляет предаваться воспоминаниям, когда он еще не принял постриг и был женат. Настоятель сознательно выбрал уединение и покой. Долго девушка оставаться в мужском монастыре не может, поэтому ее переводят в женскую общину с суровой настоятельницей Елизаветой (Наталья Кудряшова).
«Монастырь» показывает столкновение двух полярных миров. Маша привыкла путешествовать по планете и жить исключительно ради удовольствия. В монастыре верующие люди оставляют в стороне любые отвлекающие помыслы, сосредотачиваясь на молитвах. Скорее всего, через трансформацию предстоит пройти не только Маше (о чем сюжет буквально кричит), но и Юре, и отцу Варсонофию.
Оператор Сергей Трофимов визуально подчеркивает полярность: сначала зажигательно показывает шумные вечеринки Маши, а потом степенно приглашает зрителей посмотреть на купола, иконы и фрески храмов. Съёмки проекта проходили на территории Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей, так что полюбоваться и правда есть чем. Например, минималистичными фресками Дионисия. Противопоставляются два мира и на уровне монтажа: клиповая съёмка отдыха в Эмиратах сменяется длинными планами святых мест Вологодской области.
«Монастырь» — очень понятный и предсказуемый сериал. В основе проекта искусственная фабула, загоняющая создателей в жёсткие драматургические рамки. Авторы выбирают более серьёзную интонацию, чем в комедийном «Непослушнике» Владимира Котта, в котором блогер-пранкер прятался в церкви. Но сюжетная канва у проектов одинаковая. Проект Молочникова впечатляет визуальной составляющей и множеством второстепенных персонажей, но в центре внимания всё равно история о перевоспитании и укрощении строптивой. Будет любопытно посмотреть на Ивлееву в драматическом амплуа, если в грядущих сериях актрисе представится такая возможность.
Создателей всё же хочется похвалить за смелость — сегодня говорить в России о религии невероятно сложно. Никаких устоев «Монастырь» не подрывает, чувств верующих тоже обижать не должен. Будем надеяться, что спокойно выйдут все шесть эпизодов. Может быть, кто-нибудь из прожигателей жизни даже задумается о мимолётности удовольствий и обратится к экзистенциальным вопросам.
Смотрите «Монастырь» с 19 ноября на Кинопоиске.