Кровавый триллер об одиноком мстителе с посттравматическим расстройством, история необычной дружбы корейца и немца во время протестов и загадочный экшен о водителе, который может оказаться как спасителем, так и маньяком: вспоминаем восемь любопытных фильмов про таксистов.
Ночной триллер Кирилла Кемница стал одним из лидеров отечественного проката летом 2023 года. Одинокий Саша (Юра Борисов) работает таксистом исключительно по ночам. Однажды к водителю в машину садится юная Лиза (Анастасия Талызина). Мини-юбка, шубка и яркий макияж выдают профессию. Саша видит, что у Лизы какие-то неприятности, но соглашается стать личным водителем на ночь. Вскоре выясняется, что в Москве появился маньяк, который убивает секс-работниц. Может быть, к молодому таксисту стоит присмотреться. «Кентавр» снят под чутким продюсерским присмотром Ильи Найшуллера, автора боевиков «Хардкор» и «Никто». Картина Кемница делится на две части: сначала это психологический триллер, а затем улётный и непредсказуемый экшен. Жанровый аттракцион сделан с оглядкой на классику жанра — «Таксиста» Мартина Скорсезе.
Пожалуй, фильм Мартина Скорсезе первым предложил новый взгляд на крупный город — глазами таксиста, который ежедневно подвозит десятки людей и подмечает всё вокруг. Ветеран войны во Вьетнаме Трэвис Бикл (Роберт Де Ниро) мучается бессонницей и не может вернуться к обычной жизни. Бывший морской пехотинец устраивается таксистом, колесит по ночному Нью-Йорку, видит, что мегаполис погряз в насилии и грехе, и мечтает избавить город от падали. Однажды Бикл подвозит 12-летнюю секс-работницу Айрис (Джоди Фостер), после чего берётся за оружие и отправляется в кровавый крестовый поход. Герой Роберта Де Ниро навсегда вошёл в историю кино. Трудно забыть взгляд Бикла в зеркале заднего вида и разговоры с собственным отражением. Скорсезе создал подробный портрет человека, для которого война не закончится никогда.
В герметичном корейском кино европейцы редко появляются на экране. Картина Чан Хуна является редким исключением. Во времена правления президента Чон Ду-хвана Южная Корея вовсе не была оплотом демократии. С 18 по 27 мая 1980 года в городе Кванджу проходили студенческие протесты, которые власти жестоко подавляли. Немецкий журналист Юрген Хинцпетер (Томас Кречман), живший в Японии, был единственным представителем иностранных СМИ, которому удалось добраться до Кванджу. Помог сеульский таксист (Сон Кан-хо). Позднее все невероятные события нескольких дней Хинцпетер изложил в книге, ставшей основной сценария картины. «Таксист» выдвигался Южной Кореей на «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке», но предсказуемо остался без внимания киноакадемиков. Зато трогательная история дружбы и взаимопомощи представителей разных культур на фоне пугающих событий национального масштаба стала зрительским хитом. Трагедия, которую корейцы вспоминают и осмысляют по сей день, показана через призму личных переживаний.
«Ночь на Земле» — второй фильм-альманах Джармуша после «Таинственного поезда». Картина состоит из пяти историй, которые развиваются одной ночью, в пяти городах мира и обязательно в салоне такси. В Лос-Анджелесе мечтающая стать автомехаником бойкая таксистка (Вайнона Райдер) подвозит кастинг-агента Викторию (Джина Роулендс), которая как раз ищет юную актрису. В Нью-Йорке плохо знающий город иммигрант из ГДР (Армин Мюллер-Шталь), который впервые сел за руль такси, подвозит местного жителя (Джанкарло Эспозито). В Париже в машину к выходцу из Кот-д’Ивуара (Исаак Де Банколе) садится слепая дерзкая девушка (Беатрис Даль). В Риме озабоченный таксист (Роберто Бениньи) пытается исповедоваться в грехах уставшему священнику (Паоло Боначелли). В Хельсинки двое подвыпивших друзей везут домой отключившегося товарища в расстроенных чувствах, но у водителя Мики (Матти Пеллонпяя) есть для пассажиров самая грустная история на свете. С одной стороны, «Ночь на Земле» едва ли можно назвать лучшим фильмом в карьере американского автора, с другой — это подтверждение таланта Джармуша-сценариста, который легко и весело решает формальные задачи, да ещё под музыку Тома Уэйтса.
Мелодрама Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» не только стала хитом советского проката, но и сделала написанную Александрой Пахмутовой, Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым балладу «Нежность» одной из самых популярных песен 1960-х. Композиция звучит в фильме дважды: сначала в исполнении Татьяны Дорониной, а затем на финальных титрах поёт уже Майя Кристалинская. Замужняя мать двоих детей Нюра (Доронина) приезжает из деревни в Москву продавать домашнюю ветчину. Для начала нужно доехать до сестры мужа (Алевтина Румянцева), которая живёт у кафе «Три тополя на Плющихе». Крестьянка садится в машину к грустному таксисту Саше (Олег Ефремов), который вскоре зовёт новую знакомую в кино. Нюра и Саша сразу же проникаются взаимной симпатией, но у истории любви не будет счастливого конца. Пронзительная мелодрама о неслучившемся романе двух немолодых людей в кризисе среднего возраста снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».
Таксисты — глаза и уши города, что порой может довести до паранойи. Водитель из Нью-Йорка Джерри (Мел Гибсон) собирает вырезки из газет, подслушивает разговоры пассажиров и подглядывает за прохожими. Таксист уверен, что миром правит «теневое» правительство. Пара совпадений только убеждает Джерри в правоте. Одна очередная безумная конспирологическая теория таксиста оказывается настолько близкой к правде, что за параноика берутся спецслужбы и загадочные неправительственные организации. Картина Ричарда Доннера балансирует между детективом, боевиком и даже мелодрамой, в развлекательной форме обращая внимание на необходимость фильтрации всей входящей информации. За более чем 25 лет с момента выхода фильма ситуация только ухудшилась, так что современным людям стало ещё сложнее не сойти с ума от избыточного шума вокруг.
Экшен-комедия Жерара Пиреса, спродюсированная Люком Бессоном, положила начало одной из самых успешных европейских франшиз. Житель Марселя Даниэль (Сами Насери) бросил работу доставщиком пиццы, чтобы стать таксистом и водить быстрый Peugeot 406. Слава о водителе быстро разнеслась по городу. Даниэль привозит пассажиров раньше конкурентов, попутно нарушая все правила дорожного движения. Судьба сводит таксиста с робким полицейским Эмильеном (Фредерик Дифенталь), который мечтает поймать банду грабителей банков. Фильм и сегодня впечатляет ураганным темпом, погонями по городу и забавными эпизодами с непосредственным Даниэлем и стеснительным Эмильеном. Пожалуй, это одна из ярчайших комедийных пар 1990-х и 2000-х. Также приятным сюрпризом может стать появление на экране совсем ещё юной Марион Котийяр.
Пассажиров не выбирают. В машину к таксисту может сесть кто угодно, даже киллер на задании. Мечтающему открыть салон лимузинов Максу (Джейми Фокс) в пассажиры достаётся киллер Винсент (Том Круз). У наёмного убийцы с чемоданчиком список из пяти адресов, которые нужно посетить в тёмное время суток. Таксист, даже понимая, на что подписался, не может отказаться от заказа, а потому ночь в Лос-Анджелесе обещает быть непредсказуемой. Автор «Схватки», «Своего человека» и «Али» Майкл Манн снял один из лучших неонуаров XXI века. Интимные беседы таксиста и пассажира прерываются на панорамные кадры головокружительно красивого ночного города. Но фильм лишний раз доказывает, что первое впечатление и внешний вид обманчивы. В тихом Лос-Анджелесе черти водятся.