Вдохновляющая спортивная драма Netflix о баскетболе и неистребимой вере в себя.
Баскетбольный скаут Стэнли Шугермен (Сэндлер) получает шанс стать ассистентом тренера родной команды в Филадельфии. Новому владельцу клуба позарез нужна свежая кровь, поэтому Шугермен нехотя возвращается к своей привычной деятельности. Внезапно он находит на улицах Испании любительского игрока Бо Круза (Хуанчо Эрнангомес). Парень обладает феноменальными навыками, и Стэнли решает добиться для него места в национальной лиге.
О кинокарьере Адама Сэндлера можно слагать анекдотические легенды. Их, правда, всё равно окажется мало, чтобы зафиксировать, насколько неожиданно качественными иногда являются его актёрские решения. Новый проект Сэндлера «Прорваться в НБА» (в оригинале Hustle, или «борьба за мяч») впервые запускает комика на территорию его любимого баскетбола, о котором без уважения говорить бессмысленно. Адам является большим поклонником игры, его часто можно заметить на городских площадках радостно подпрыгивающим, несмотря на невысокую комплекцию. На этот раз детское обожание помогло ему избежать провала и выдать удивительно достойную драму о преодолении себя и прошлых обстоятельств.
Стэнли Шугермен когда-то имел успех и признание в NBA, но после несчастного случая (аварии в нетрезвом виде) и лишения чемпионства для филадельфийской команды 76ers о мяче пришлось забыть. Впрочем, на жизнь герой как будто не жалуется: есть поддерживающая жена Ти (неизменчиво харизматичная Куин Латифа) и дочь с режиссёрскими амбициями, деньги, уважение владельца баскетбольного клуба Рекса Меррика (минутное камео живой легенды Роберта Дювалла). После внезапной смерти Меррика управление командой переходит к его малоприятному сыну Рексу, наглядно настроенному против Шугермена. Несмотря на подаренный перед кончиной пост ассистента тренера, младший Меррик заставляет Стэнли вернуться к той стезе, на которой работал все последние годы: скаутингу юных баскетбольных дарований.
«Какая мечта у мужика за 50? У него только ночные кошмары да экзема», – мрачно шутит Шугермен в разговоре с супругой. Стремлений у Стэнли почти не осталось, грызущая изнутри обида на себя же за неиспользованный потенциал и пропитую юность заволокла и без того отдалённый горизонт с гробовой доской. Шугермен живёт в самолётах, питается в KFC, отсматривает подающих надежды игроков, но всё не то: у кого хромают передачи, кто пытается выдать себя за 22-летнего, на ногах не стоит или обладает слишком большим самомнением. Разминувшись с очередным кандидатом, Шугермен обнаруживает себя на оживлённой «коробке» в Испании, где бесконечно высокий и почти безмолвный Бо Круз обыгрывает за деньги зевак, не подпуская почти никого к баскетбольному кольцу. Стэнли понимает, что шансов обнаружить такой кадр ничтожно мало, и оперативно предлагает Крузу приехать на смотр (осознавая при этом и собственную выгоду).
Бывший футболист, 22-летний Бо живёт с матерью и воспитывает дочь в неблагополучном гетто. Ожидаемо осторожно он принимает предложение показать себя в НБА, но надежд почти не испытывает. В прошлом Круза судили за нападение, о чём узнают в команде только по прилёту. С самого начала заполучив статус изгоя, Бо хочет сдаться — это на руку Шугермену, считающему, что только благодаря изнурительным тренировкам становятся легендами, добиваются высот и многомиллионных контрактов. Весь второй акт фильма, по сути, состоит из всевозможных склеек: бег в горку, концентрация, обучение не реагировать на оскорбления соперников и другая рутина, без которой настоящие чемпионы не куются. Из них драматургически плавно авторы перетекают в логичный для таких спортивных историй финал, полный адреналина и благодарности за всё.
Режиссёр «Прорваться в НБА», инди-постановщик Джеремайя Загар («Мы животные») при помощи сценариста Уилла Феттерса («Помни меня») безупречно сводит все жанровые элементы, умеренно играет на эмоциях и не позволяет манипуляциям затмить происходящее на площадке и в жизни героев. Сама картина является коммерческим, добротным дополнением к «Птице высокого полёта» Стивена Содерберга от того же Netflix и сериалу HBO «Время побеждать». Сэндлер справедливо выдаёт в фильме одну из блестящих ролей в резюме после «Любви, сбивающей с ног» и «Неогранённых алмазов». Типаж Шугермена и его переживания не раз демонстрировались в подобном, нередко однотипном кино, но именно Сэндлеру удаётся сделать Стэнли очеловеченным тренером с разрушенными, а потом и восстановленными желаниями вместо ходячей карикатуры в костюме.
В своей дебютной роли Бо Круза потрясающе естественным, немногословным и эмоциональным предстаёт Хуанчо Эрнангомес. Выступая в реальной жизни за клуб Utah Jazz, он сумел отрефлексировать личный опыт и создать убедительно трогательный портрет уличного мечтателя, на равных выступить в тандеме с Сэндлером и даже переиграть его.
«Прорваться в НБА» полон камео баскетбольных легенд, включая Шака О’Нила, но все они лишь антураж, тогда как в сердце фильма остаётся душещипательная, трезвая и часто забавная история мужчин, которые тоже плачут, но продолжают сопротивляться окружающей действительности. Здесь предлагают ценить мир, где все конфликты решаемы с помощью мяча, а внутренние демоны по итогу бессильны, ведь ты неубиваем, смело мечтай дальше.