Не слишком толковое, навязчиво мотивирующее подростковое кино, больше напоминающее занудную околонаучную лекцию, коей зевающих школьников пытаются простимулировать впитать знания
Юная мечтательница, любительница техники и маленькая бунтарка Кейси никак не может смириться с тем, что человечество безвольно сворачивает свою программу по освоению космоса. В попытках встряхнуть окружающих девочка становится почти изгоем, но внезапно получает в подарок таинственный значок, который служит пропуском в параллельную реальность, где правят бал изобретатели, ученые и гуманисты. Воодушевленная открытием Кейси желает изменить к лучшему и собственный мир, но не находит поддержки со стороны своих новых «потусторонних» знакомых, ведь дни привычной нам Земли сочтены, и ни один ученый Земли Будущего не знает, как предотвратить гибель человечества. Но именно надежда на то, что подросток сможет остановить распад мира, и привела Кейси в чудный новый мир, и небольшой шанс на спасение еще сохранился…
Склонившись под напором комикс-вселенной Marvel, очаровываясь грядущим возвращением на экраны «Звездных войн», умиляясь классическим и не очень сказкам, всегда тепло принимая анимационные работы Pixar, мы как-то упускаем из вида то, что время от времени Disney выдает и кое-какие оригинальные картины, не входящие в большие франшизы, не являющиеся экранизациями, но не меньше собратьев рассчитывающие на зрительскую любовь. Зачастую такие проекты не становятся кассовыми хитами, но от них подобное не всегда требуют и студийные боссы – «Спасти Мистера Бэнкса» или «Чем дальше в лес…» призваны скорее добавить компании престижа, чем собрать кинотеатральные сливки. Однако едва ли не каждый год Disney выпускает и мощный отдельно стоящий блокбастер, нацеленный на зрительские карманы. Что объединяет последние из таких диснеевских мастодонтов? Правильно, финансовый провал. Себя не оправдали ни «Джон Картер», ни «Одинокий рейнджер», ни «Ученик чародея» – всем этим лентам чего-то не хватало для того, чтобы прорваться в стан суперхитов. Сегодня к ним примкнет и «Земля будущего».
Две главные проблемы новой картины Брэда Берда формулируются очень просто – инфантильность и отсутствие оригинальности. Первое является давней болезнью не только диснеевских проектов, но и большей части фантастики вообще. Сюжеты сегодня делятся на две большие группы: будущее прекрасно, поэтому давайте забьем на настоящее и устремимся мечтать, и будущего нет, так гори же синим пламенем и день сегодняшний. «Земля будущего» удивительным образом объединяет эти две идеи – в фильме существует утопическая параллельная вселенная, в которой места всем не хватает, но тем, кто «пролез», живется неплохо. В результате и по одну, и по другую сторону «мембраны» герои не заботятся о дне насущном – одни смирились, другие грезят. Внедрить с таким представлением окружающего мира мысль о том, что нашу планету нужно спасать ежедневным трудом, заботой, верой в себя, своих близких, совсем непросто, и авторы, кажется, даже не пытаются это делать.
Кстати, о «внедрении мысли». Это вторая проблема «Земли будущего» – проблемы с оригинальностью. Даже не самый насмотренный зритель найдет в фильме десятки отсылок как к классике научной фантастики, так и к не самым давним картинам. Есть здесь намеки и на «Начало», и на романы Жюля Верна, сам город будущего напоминает одновременно десяток футуристических картин, в какой-то степени «Земля будущего» раскланивается «Хранителю времени», а где-то преклоняется перед «Мухой» или даже «Футурамой». И это без учета реактивного ранца «Ракетчика» и кучи стаффа в магазине «Взрыв из прошлого».
Впрочем, копаться в подобных отсылках иногда бывает даже интересно, но только в том случае, если, как бусины, они нанизываются на плотную нить повествования. А вот с этим беда, «Земля будущего» вне спецэффектов, вне шумного, но одноразового экшена, вне теряющего свое очарование уже на третий раз трюка с телепортацией откровенно скучна и затянута. Более того, сложно представить, на какого зрителя она рассчитана – взрослые в этом детском царстве почувствуют себя неуютно, для подростков лента недостаточно динамична, а младшие школьники и вовсе оказались за бортом – у ленты рейтинг «12+». Тягостное впечатление оставляют и главные герои: две девочки на ведущих ролях – многовато даже для современного феминистического общества, увы, персонаж Джорджа Клуни к ним присоединяется лишь в середине картины.
Впрочем, все вышесказанное можно списать на старческое брюзжание человека, «испорченного» детством в компании книг Азимова, Ефремова, Казанцева, а ныне желающего расшевелить современных подростков вдохновляющими картинами вроде «Интерстеллара». Нет, «Земля будущего» не тот фильм, который завтра усадит вас или вашего ребенка за учебники по физике, за чертежную доску или даже конструктор. Боимся, он даже не мотивирует пересмотреть хорошее фантастическое, пусть и утопическое временами кино прошлого. Это вполне стандартное по нынешним временам развлекательное кино, попкорновое времяпрепровождение, не требующее больших раздумий. Брэд Берд просто воплотил на экране мир одного из тематических парков империи Диснея, в расчете на то, что кого-то это подвигнет на поездку в «мышиные владения». Однажды такой трюк сработал с «Пиратами Карибского моря», которые, как известно, из аттракциона превратились в многомиллиардную франшизу, но теперь другие времена. «Земле будущего» большое будущее не грозит.
С 21 мая в кино.