Необычный байопик о рок-певице в жанре магического реализма.
Фильм «На тебе сошёлся клином белый свет» был одной из самых ожидаемых премьер Выборгского кинофестиваля. Уже на этапе трейлера стало ясно — обыкновенной биографической ленты ждать не стоит. Так и случилось: фильм-мираж покорил далеко не всех, а кого-то и вовсе вынудил покинуть кинозал досрочно.
Рыжеволосая Янка (Кира Пиевская) бесцельно слоняется по темному лесу, встречает на пути мертвых, записывает на диктофон слова живых. В общем-то, одно предложение вмещает всю картину: у фильма едва ли есть сюжет. В мае 1991 года Дягилева была найдена мертвой, после чего гибель певицы обросла многочисленными тайнами и теориями. Режиссер Игорь Поплаухин сплетает хронику последних мгновений жизни девушки, каждый шаг которой медленно ведет к кончине.
Перед началом картины на экране всплывает историческая справка об обстоятельствах смерти певицы. Признаться честно, без подобного рода вступления разобраться в сновиденческом повествовании достаточно сложно. В день трагедии Яна отдыхала с семьей и близкими на даче, и именно живописные окрестности станут полотном для размышлений о финальных вздохах девушки.
Примечательно, что ни одной песни Дягилевой в фильме не будет. Вместо знакомых строк — шорох дремучего леса, вместо голоса Янки — обнажение внутренних переживаний, вместо цельного сюжета — калейдоскоп завораживающих сцен. Да и героиня Пиевской здесь не точный портрет исполнительницы, а скорее воплощение мифической и постоянно ускользающей от камеры фигуры. Подобно заблудшей девочке из мрачной сказки, Яна наматывает шаги, вспоминает любимые сны и сама время от времени проваливается в бездну подсознания. Никогда не знаешь, что на экране — фантазия или слепок реальности?
Гораздо важнее драматургии оказываются визуальные решения. Оператор Евгений Родин выступил соавтором сценария, благодаря чему родилось не привычное нам кино, а пропитанная образами зарисовка чувств. Постановщики гипнотизируют зрителя и приглашают блуждать по непроходимым тропам вместе с Янкой. Тут и там брошены намеки на обстоятельства загадочной смерти: разговоры о неизвестном хулигане дают право думать, что могло произойти убийство, а внутренние метания свидетельствуют о затяжной депрессии и сложностях восприятия рамок существующего мира. Но никакого раскрытия тайны, конечно, не будет. Дягилева с самых первых и до последних минут остается нерешенной загадкой, рано потухшей звездой или даже метафорой того, что ушло навсегда. Фильм Поплаухина, не следуя шаблонам байопика, делает кое-что иное: дарит момент прощания с советской легендой и возможность смотреть Янке вслед, пока рыжие волосы медленно исчезают в глубоких водах.