Драматическая история чрезмерной материнской любви и заботы – блистательно разыгранная, великолепно снятая, а главное, поднимающая серьезные вопросы, которых многие осознанно избегают
Нелепое стечение обстоятельств сводит вместе Мину и Джуда посреди вечно спешащего куда-то Манхэттена. Двум влюбленным, поселившимся в скромной квартирке, кажется, что ничто в мире не может навредить их счастью, и они решаются на рождение ребенка, но именно плод общей любви превращается в настоящее яблоко раздора. После тяжелых родов и непростых первых дней материнства Мина постепенно склоняется к теории о том, что все вокруг угрожает здоровью ее младенца: она ограждает малыша от прогулок, не кормит детскими смесями и прячет от друзей и близких. Джуд пытается противостоять, но быстро сдается – однако, замечая, что ребенок почти не растет и не набирает вес, даже он подозревает неладное. Консультация с врачом и психиатром подталкивает отца к решительным действиям, но тайные кормления ребенка Мина быстро раскрывает и приходит в еще большее бешенство. У Джуда остается последнее средство – украсть ребенка и тем самым защитить дитя от материнской «заботы».
В любом другом случае фильм, вышедший на зарубежные экраны еще три года назад, вряд ли мог бы кого-то в России заинтересовать – калейдоскоп событий в кино сегодня набрал такую скорость, что даже самые впечатляющие ленты остаются в памяти зрителей на месяц-два, а дальше любые ощущения смывает поток новых впечатлений. Что говорить про фильм, который был актуален (событийно, а не сюжетно) несколько лет назад? Зачем нам смотреть его сегодня? Ответ прост: «Голодные сердца» – пример того, что хорошее кино остается хорошим даже в отрыве от конкретных премьерных дат. Больше того, лента сегодня заслуживает просмотра сразу по нескольким причинам: это, во-первых, один из триумфаторов Венецианского кинофестиваля 2014 года, во-вторых, фильм демонстрирует феноменальные актерские работы, которые неподвластны влиянию времени, наконец, в-третьих, тема, поднятая авторами, с годами становится все актуальнее. Так что смысл увидеть картину Северио Костанцо имеется, жаль такой подарок отвергать.
Если опустить детали синопсиса и подойти к картине с освобожденной от чужого влияния головой, то «Голодные сердца» удивляют разнообразием жанровых решений. Фильм стартует с необыкновенно смешной и нелепой сцены знакомства двух главных героев – они оказываются заперты внутри крохотного туалета где-то в недрах китайского ресторанчика. Эпизод снят одним кадром, и уже в этот момент зритель может оценить, насколько впечатляющая актерская работа ждет его впереди. Лента же продолжается сначала как романтическая драма, затем в ней все чаще проскальзывают тревожные нотки триллера, а к финалу это уже полноценный психологический хоррор, в котором без жертв не обойтись, остается только дождаться, чьи нервы не выдержат первыми. Благодаря такому обилию поворотов заскучать вам не удастся, да, фильм иногда делает небольшие медитативные паузы, позволяя разглядеть подробнее эмоции на лице признающегося в любви Джуда или сосредоточенность кормящей дитя Мины, но все это только заряжает ленту эмоциями, необходимыми для понимания финального конфликта.
При этом вся ответственность и вся нагрузка по приведению сюжетной пружины в опасное взрывное состояние ложатся на плечи всего двух актеров – хорошо известного массовому зрителю Адама Драйвера и гораздо менее раскрученной, но не менее впечатляющей Альбы Рорвахер. За сто минут хронометража артисты успевают показать такую гамму чувств, столько самых разных эмоций и такое разнообразие поступков, что зритель легко верит в реальность происходящего в кадре, герои здесь по-настоящему живые. Учитывая же то, что многое в фильме снято длинными непрерывными кадрами, да еще и с минимальной дистанции самыми крупными планами, остается только аплодировать Рорвахер и Драйверу, а заодно соглашаться с выбором венецианского жюри, одарившего артистов высокими наградами.
Но даже это не самое главное и привлекательное в «Голодных сердцах». Возможно, понять это смогут только те, кто совсем недавно стал родителем, или те, кому в иной форме пришлось столкнуться с невежеством «противников ГМО», «антипрививочников», «отрицателей ВИЧ» и прочих «сыроедов», но картина дает весьма подробную клиническую картину психоза, охватывающего доверчивых и неуравновешенных людей, желающих оградиться от внешнего мира и построить какую-то одним им ведомую вселенную. Так, героиня фильма «окукливается» в заботе о ребенке так, что становится опасна и для него, и для окружающих – таких примеров в новостной хронике более чем достаточно, и автор картины разделяет взгляды общества, высказываясь о предсказуемом финале такой «любви» через героиню Роберты Максвелл, сыгравшей мать Джуда.
«Голодные сердца», впрочем, нельзя воспринимать как руководство к действию или как рецепт спасения от проблем. Нет, кино лишь дает повод оглянуться на своих родных и близких, посмотреть, не нуждаются ли они в вашей помощи и поддержке, не попали ли они под чужое влияние и не увлеклись ли сомнительными методиками. В современном атомизированном мире, где каждый стал сам за себя, а внутренний голод утоляется чем попало, все, что мы можем сделать, это быть рядом со слабыми в их трудную минуту. И именно поэтому «Голодные сердца» актуален вне зависимости от того, когда фильм был снят, – смотреть его можно и нужно в любое время.
С 5 апреля в кино.