Новая адаптация повести Кира Булычёва как жизненно необходимый прорыв для отечественной киноиндустрии в общем и Александра Петрова в частности.
Школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живёт в Москве 2024 года. Его ровесница Алиса Селезнёва (Даша Верещагина) — в столице 2124-го. Их судьбы переплетаются, когда Коля обнаруживает в кабинете физики загадочный космион, позволяющий перемещаться во времени. Герой нарушает континуум и оказывается в будущем. Коле и его друзьям придётся дать отпор космическим пиратам (Александр Петров, Юра Борисов) и любой ценой восстановить баланс во вселенной.
Что делает экранизацию успешной? Точное следование оригиналу или диктуемые временем отхождения? Энтузиазм создателей, решивших отдать уважение прежним версиям и не забыть про настоящее? Кир Булычёв, признанный советский фантаст, был обессмерчен своим циклом про Алису Селезнёву, переснятым в анимации (до сих пор жуткая «Тайна третьей планеты») и на телеэкранах (пятисерийная, ставшая классикой «Гостья из будущего»). Новая остановка — то самое прекрасное далёко, на которое уповал писатель и к которому взывал детский хор. «Сто лет тому вперёд» выходят в период, когда о будущем думать как минимум странно, как максимум — невыносимо. На помощь спешит импортозамещение: фильм — не просто «приемлемая» работа, а удивительно слаженный, эмоциональный, красочный сай-фай, вплотную подобравшийся к неуловимому Голливуду, уходящий от сравнений в свою собственную футуристическую даль.
Если Колю Герасимова оставить на необитаемом острове с наушниками и музыкой в них, он не просто выживет, а построит целый мир. Пока приходится выживать в этом: с утомившей школой и её чёткой иерархией, неудачными подкатами к популярным девушкам, разрушением четвёртой стены. «Вы, наверное, спросите…» — аудитория радостно кивает, отправляется в Чертаново, скачет по векам. Спустя сто лет в той же Москве скучает и Алиса Селезнёва: отвергает подкаты одноклассников, обучается бою, копируя Пола Атрейдеса, общается по необходимости с отцом-биологом (Константин Хабенский) и вездесущим биороботом Вертером (голос Фёдора Бондарчука). Верит, что её мать (Виктория Исакова) до сих пор жива — просто исчезла в другом времени.
Дебют режиссёра Александра Андрющенко («Ёлки», «Напарник») в формате блокбастера однозначно сложился за счёт крепких визуальных решений, отдачи, авантюризма. Сценарий свеж, настроен на диалог с аудиторией с отсылками в развилке от «Майнкрафта» до Волан-де-Морта (правда, рэперскую карьеру Коле Герасимову лучше отложить). «Студийный блокбастер» — это звучит гордо: вышло зрительское, без всяких скидок узнаваемо сделанное кино с ожидаемыми твистами, подкреплённое гиганстким бюджетом и длинным списком спонсоров в открывающих титрах — от «Сбера» до «Союзмультфильма» (странно, что без «Сколково»). Но каждая копейка если не оправданна, то точно приложена в пустующие отверстия. Теперь «Дюна» есть у нас дома — наивная, с рейтингом 6+, вполне сносная.
Хочется верить, что основной причиной, ради которой затевались «Сто лет тому вперёд», является кэмповое преображение Александра Петрова. Актёр наконец-то отходит от заламываний рук и знакомой драмы, становится маниакальным пиратом Весельчаком У: восхитительно смеётся, подрывает зрительские ожидания буквально в каждой сцене и доставляет изощрённое, редкое удовольствие, на которое массовое, тем более российское кино обычно не решается. Полным антиподом выступает другой злодей, молчаливый Глот (побелевший Юра Борисов) — религиозный фанатик, контролирующий мысли и мечтающий о безопасном сером мире.
Обнадёживающий Эйдельштейн сразу после пресс-тура поедет в Канны представлять «Анору» Шона Бэйкера, но пока формирует гармоничную, трогательную связь с харизматичной, разбивающей не одно сердце Верещагиной («Трудные подростки»). Их герои, вынужденные спасать себя, друг друга, оба мира, успевают «посадить дерево» и полностью переосмыслить существование. Образ экшен-королевы Киры Селезнёвой неожиданно доверили Исаковой — и та блестяще с ним справилась, окутав материнской любовью и Алису, и случайных прохожих.
Не все алгоритмы срабатывают: хронометраж в два двадцать к концу начинает несколько провисать, пытаясь объять необъятное. Впрочем, как и в случае с «Мастером и Маргаритой» (пока что лучшим отечественным проектом года), работа с литературным источником остаётся проверенным и надёжным способом завлечь публику в кинотеатры с добавлением новых граней к прочитанному. «Мы всё думаем о будущем, боимся и надеемся. Иначе перестанем быть людьми», — писал Булычёв. Спустя 46 лет потомки странным образом соглашаются, верят в благополучный для них исход и продолжают идти неисповедимыми путями.
Конечно, сильно перекромсали исходник, но талантливо, в результате получилось интересно и динамично.
Петров, Исакова, Хабенский хороши, как никогда.