2024 год — рекордный для Трента Резнора как кинокомпозитора. Музыкант, тянущий на себе тяжелейший багаж Nine Inch Nails, написал музыку для трёх фильмов, выходящих в течение года: «Претенденты», «Квир» и «Ущелье». После двух «Оскаров» и серии экспериментов Трент Резнор превратился в одного из самых востребованных композиторов индустрии. При этом много лет индустрия как будто сторонилась его, хотя у него было всё, чтобы получить нынешний статус намного раньше.
Стоун, Quake, Линч
Трент Резнор снялся в кино ещё до выхода первого альбома Nine Inch Nails — он дебютировал в фильме «Дневной свет», вышедшем в 1987 году. Роль эпизодическая — он играет музыканта и появляется в кадре лишь на несколько секунд. Но карьера актёра, к счастью, не задалась, так что в 1989 году вышел альбом Pretty Hate Machine. Дикая смесь электроники и индастриала сопровождалась БДСМ-строчками и антирелигиозными мотивами.
Первым же альбомом Резнор подчеркнул своё умение работать с разными жанрами и инструментами. С клипами было труднее. Один из синглов, Sin, вышел без видеоряда — слишком откровенный клип просто не мог попасть в телеротацию, даже спустя годы его нельзя посмотреть на официальных площадках.
Свои навыки мультиинструменталиста Резнор продемонстрировал и на мини-альбоме Broken (1992). Популярность Nine Inch Nails росла, провокационные клипы и тексты лишь подогревали интерес к творчеству. Неудивительно, что именно Резнора привекли к работе над фильмом «Прирождённые убийцы» — Оливер Стоун экранизировал сценарий Квентина Тарантино и искал яркий саундтрек. Он должен был быть таким же рваным и динамичным, как монтаж. Упор делался на уже вышедшие треки. Получился скорее хороший плейлист, отображающий музыкальную моду середины девяностых: хип-хоп (Dr. Dre), сходящий со сцены гранж (Melvins), новые метал-звезды (Rage Against the Machine, Marilyn Manson), уже признанная классика (Bob Dylan, Patty Smith, Leonard Cohen). Специально для фильма Резнор записал трек Burn. Некоторые мелодии основывались на уже снятых эпизодах фильма и включали в себя реплики героев.
Вряд ли саундтрек «Прирождённых убийц» можно считать неудачным, скорее он не был показательным. Трент Резнор доказал, что может собрать хороший плейлист, хотя вряд ли были люди, которые в этом сомневались. Куда больше свободы музыкант получил при работе над Quake. Фанат Doom, Резнор с удовольствием взялся за написание музыки для игры. Главная песня сразу же выдавала автора.
Зато остальные треки максимально выбивались из стиля. В работе над Quake Резнор впервые взялся за эмбиент и показал, что его возможности как музыканта выходят далеко за рамки мейнстримных жанров. Кабальные условия контракта с лейблом не позволяли использовать голос, но Резнор проигнорировал запрет, так что миллионы геймеров слышали голос Трента после каждого прыжка персонажа. Саундтрек Quake — недооценённый шедевр, который признан внутри индустрии. Впоследствии композиторы игр стали упоминать Трента Резнора в качестве источника вдохновения так же буднично, как кинорежиссёры говорят про Альфреда Хичкока.
Впрочем, и Quake никого не убедил. Дэвид Линч позвал Трента Резнора работать над «Шоссе в никуда», но не вместо Анджело Бадаламенти, а в качестве противовеса. Пока один заполнял фильм джазом, второй пичкал картину индастриалом и металом. В итоге Резнор написал две мелодии, а также трек The Perfect Drug.
Nine Inch Nails - The Perfect Drug
Но большее влияние на фильм оказал подбор готовой музыки, а именно песни Marilyn Manson и Rammstein. Если первые постепенно превращались в звёзд под менторством самого Резнора, то вторые были неизвестны в США. Трудно представить «Шоссе в никуда» без трека Rammstein, в котором рассказ об упавшем самолёте и горящих людях идеально сопровождал одну из лучших сцен фильма.
Rammstein [1080p Scene] - Lost Highway (1997, David Lynch)
И всё же Резнор вновь оказался не столько автором саундтрека, сколько человеком с огромной музыкальной эрудицией и умением находить то, что режиссёр (будь то Оливер Стоун или Дэвид Линч) сам никогда не обнаружит. На этом карьера кинокомпозитора Трента Резнора оказалась на длительной паузе.
Росс, Ghosts, Финчер
К началу нулевых Nine Inch Nails окончательно закрепилась как культовая группа. Трент Резнор бесил фанатов низкой производительностью, уделяя время концертным турам, алкоголизму и лечению алкоголизма. Но и в таком режиме он умел радовать. В 2005 году вышел клип Only, снятый Дэвидом Финчером.
Nine Inch Nails - Only (Dirty) (Official Video)
Начиная с четвёртого альбома NIN, With Teeth, напарником Резнора стал Аттикус Росс. Англичанин, закончивший Итон, в качестве продюсера работал с панк-группой Bad Religion, металкор-группой From First To Last (из неё позже и вышел Skrillex), нью-метал-группой Korn. Мультиинструменталист, способный работать в любом жанре, оказался идеальным партнёром.
В 2008 году вышли альбомы The Slip и Ghosts I–IV. И если The Slip был вполне обычным альбомом для NIN нулевых, то Ghosts I–IV — гигантским экспериментом на 36 треков. Здесь впервые Резнор полностью погрузился в эмбиент, который разбавлялся непривычными инструментами — например, дульцимером и маримбой. Сам Резнор называл альбом «саундтреком для фантазий». Холодный и максимально разнообразный альбом показывал новые стороны Резнора. Лишь после этого музыкант словно завоевал право на работу в кинематографе.
Тем удивительнее, что нанял его на работу не кто иной, как Дэвид Финчер — уже сложившаяся суперзвезда. К тому моменту режиссёр снял 7 полнометражных фильмов. Трижды музыку к ним писал Говард Шор («Семь», «Игра», «Комната страха»), в остальных случаях Финчер тасовал композиторов. Выбор нового, Резнора, можно обосновать поисками чего-то свежего.
Сначала Резнор отказался от работы над «Социальной сетью», а спустя время пообещал Финчеру взяться за его следующий фильм. Однако режиссёр к тому моменту так и не нашёл композитора, так что повторил предложение — так Трент Резнор и Аттикус Росс впервые взялись за саундтрек.
У альбома Ghosts I–IV и саундтрека «Социальной сети» много общего. Например, трек 35 Ghost после переработки превратился в A Familiar Taste. Критично-тревожный Intriguing Possibilities также звучал так, словно мог оказаться на экспериментальном альбоме NIN.
Intriguing Possibilities (HD) - From the Soundtrack to "The Social Network"
Carbon Prevails и вовсе заставляет ждать крика Резнора, напоминая ранние хиты Nine Inch Nails в духе Terrible Lie.
Carbon Prevails (HD) - From the Soundtrack to "The Social Network"
Первая же полноценная работа над саундтреком показала, что Резнор умеет балансировать между своими разными сторонами. Он легко переключался между холодным эмбиентом и яркой электроникой на грани с индастриалом. Учитывая «разговорность» «Социальной сети», музыка отображала возможное эмоциональное состояние героев. Возможное — потому что Финчер ничего не знал о Марке Цукерберге, а адвокаты были готовы заблокировать любую реплику героев, если она могла привести к иску. То, что не могло оказаться в сценарии Аарона Соркина, легко на плечи композиторов, и они с задачей справились.
Следующая совместная работа Резнора и Финчера, «Девушка с татуировкой дракона», представляла собой другую задачу. Детективные загадки переплетались с ультранасилием, музыка подчёркивала перепады — от нервного ожидания чего-то ужасного до самого ужаса. Саундтрек получился под стать фильму — яркий, разнообразный. Если одни треки были невыразительными и их трудно слушать в отрыве от фильма, то другие могли надолго попасть в плейлист. Например, блестящая Oraculum.
Oraculum (HD) - From the Soundtrack to The Girl With the Dragon Tattoo
Но главным хайлайтом саундтрека стал кавер на Led Zeppelin, записанный с Karen O.
The Girl with the Dragon Tattoo "Immigrant Song" – Karen O with Trent Reznor & Atticus Ross
Спустя годы кажется, что саундтрек «Социальной сети» профессиональный и причёсанный, «Девушка с татуировкой дракона» получилась более экспериментальной работой, но максимально увлекательной.
А вот «Исчезнувшая» была построена иначе. Дэвид Финчер заранее объяснил, что ему нужно. Как ни странно, помог поход к психологу — режиссёра смутила музыка, которую он услышал в кабинете. Она была создана для того, чтобы он чувствовал себя расслабленно, но при этом он ощущал её искусственность и манипулятивность. Для «Исчезнувшей» требовалось нечто похожее. Резнор и Росс получили задание сделать неискреннее, пустое музыкальное сопровождение для всех позитивных, «добрых» сцен фильма. Так подчёркивался внутренний мир героев, неискренних и пустых. Например, трек Sugar Storm отлично подошёл бы не только кабинету психолога, но и какой-нибудь героине Disney, начинающей свой день в гигантском замке.
Им противопоставлялись другие, совершенно неуютные треки. Например, The Way He Looks at Me звучит как саундтрек для очереди к стоматологу.
Шедевральная Technically, Missing с перепадами настроений и вовсе звучит так, будто только на ней можно построить целый фильм про токсичные отношения. Вряд ли можно было лучше озвучить мир главного героя, который ищет жену, но не очень желает её найти.
Возможно, «Исчезнувшая» — самый выразительный саундтрек сотрудничества Финчера и Резнора. Режиссёр знал, что ему нужно получить, а Трент Резнор и Аттикус Росс получили возможность переключаться с зефирных интонаций на абсолютный мрак — широкий эмоциональный диапазон не сдерживал композиторов.
Берг, –13, Хилл
После «Исчезнувшей» Финчер на время оставил Трента Резнора и Аттикуса Росса без присмотра. Логично, что к ним начали обращаться другие режиссёры. В том числе Питер Берг, работавший над фильмом «День патриота».
Музыканты начали работу с одним набором сцен, а заканчивали с другим — фильм менялся быстрее, чем Резнор и Росс придумывали саундтрек. Привыкшие к другим условиям работы композиторы столкнулись с концептуальными проблемами. Резнор объяснял, что музыка в фильмах Финчера вплетена в повествование, тогда как их новая задача заключалась в том, чтобы связывать между собой сцены. Неудивительно, что саундтрек «Дня патриота» не запоминается — редкий случай, когда рецензенты почти не упоминали фамилию Резнора в текстах о фильме, для которого он написал музыку.
Для фильма Джоны Хилла «Середина девяностых» Резнор и Росс написали всего несколько треков, добавив к ним музыку девяностых — это скорее подработка, чем полноценная работа. После этого был хоррор «Птичий короб». Позже Резнор называл работу над саундтреком «грёбаной тратой времени». Одна из причин недовольства — большое количество материала, не вошедшего в фильм. Постапокалиптический сеттинг вдохновил Резнора и Росса, но студия выбрала самую малость из их работы. Если в официальный саундтрек вошло 10 композиций, то в неофициальный, выпущенный Резнором, — 23. Можно понять разочарование, когда больше половины материала выбрасывается в корзину.
Удивительно, что в конце нулевых Дэвид Финчер, уже давно признанный режиссёр, дал кинокомпозитору-новичку полную творческую свободу, а потом просто наслаждался результатом. А вот все остальные видели в Резноре и Россе инструменты, которые нужно правильно настроить.
Зато в 2019 году вышел сериал «Хранители». У Резнора и Росса была не только свобода, но и понятный пример — музыка Тайлера Бейтса к «Хранителям» Зака Снайдера. Мрачный эмбиент сочетался с вспышками госпела, при этом получился величественный саундтрек — музыканты подчёркивали масштаб, важность событий сериала.
У музыкантов была возможность поиграть с жанрами. Например, в шестом эпизоде демонстрируются события 40-х годов, поэтому Резнор и Росс придумали джаз-композицию.
Trent Reznor & Atticus Ross - The Way It Used to be (Music from the HBO Series)
А вот условный Nun With a Motherfucking Gun вполне мог бы попасть на альбом NIN и не затеряться.
Nun With a Motherf* & *Ing Gun
Финчер, Pixar и Финчер
В 2020 году Финчер вернулся с драмой «Манк». Несмотря на сильный отход от привычного сеттинга, режиссёр вновь доверил саундтрек Резнору и Россу — в этот раз они должны были озвучить тридцатые. Композиторы отказались от синтезаторов и сосредоточились на инструментальной музыке, а за пример был взят саундтрек Бернарда Херрманна для «Гражданина Кейна». Пришлось менять не только подход к написанию треков, но и записи — использовались старые микрофоны, чтобы не добавлять шероховатость на постпродакшене. Получилось аутентично.
Look at What We Did начинается как обычная композиция для фильмов Финчера начала десятых, а затем плавно перетекает в звучание прошлого века.
В финальный саундтрек вошло 52 композиции. В этот раз Резнор и Росс вновь выпустили расширенный вариант — в нём было 87 треков общей продолжительностью 217 минут.
В том же году вышел фильм Pixar «Душа». Согласно сюжету, герой из Нью-Йорка попадает в Мир До (загробный мир). За звук Нью-Йорка отвечал Джон Батист, тогда как аккомпанемент трансцендентным сюжетам создали Резнор и Росс. Получился самый светлый саундтрек в карьере дуэта.
Trent Reznor and Atticus Ross - Run/Astral Plane (From "Soul"/Audio Only)
Конечно, нельзя не вспомнить, что музыку для добрейшего мультфильма написал автор песни Closer, но за 26 лет Трент Резнор сильно изменился.
Trent Reznor and Atticus Ross - Just Us (From "Soul"/Audio Only)
В 2023 году вышел «Убийца» Финчера — концентрат режиссёрского стиля американца. Под стать ему вышел и саундтрек, естественно, за авторством Резнора и Росса. Уже привычный мрачный эмбиент демонстрировал, что Резнор и Росс с закрытыми глазами сделают подходящий саундтрек к любому фильму Финчера — даже если он снимет ситком, композиторы найдут окошко для дребезжащего синтезатора. Они уверены в себе и своих действиях, как и главный герой, который чётко следует плану, который не может быть не идеальным.
Теперь Резнор более избирателен при выборе работы. В ожидании новых фильмов Финчера он пишет музыку для Луки Гуаданьино. Или снимается в «Твин Пиксе», ведя себя на сцене примерно так же, как Фред Мэдисон из «Шоссе в никуда».
Nine Inch Nails за свою историю выиграла два «Грэмми» — в обоих случаях за лучший перформанс. В номинации на лучший альтернативный альбом группа проигрывала дважды — группам Beck и Vampire Weekend. Зато «Оскар» покорился Резнору с первой полноценной попытки, а «Душа» принесла вторую статуэтку.
Возможно, если бы в Резнора как в композитора поверили раньше, то мы получили бы интересные эксперименты. Однако он полноценно пришёл в индустрию лишь в 45 лет, уже сложившимся музыкантом. Вероятно, именно поэтому он если не определил, то точно повлиял на звук целого десятилетия первым же саундтреком.