2023 год, строго положительные персонажи всем давно наскучили, поэтому мы, как общество, решили получше исследовать сложные души антагонистов. «Джокер» берет приз в Венеции, Тай Уэст снимает трилогию с безжалостной Мишей Гот, режиссеры переосмысляют отрицательных персонажей Disney, которые в детстве казались чистым злом. Но больше всего внимание притягивают антагонистки. За что мы так любим Перл? Как Эми Дан стала иконой поколения? Разбираем 8 антигероинь, с которыми мы порой находим больше общего, чем с протагонистами.
Дочка фермеров в джинсовом комбинезоне — одна из недавних, но уже закрепившихся в поп-культуре ярких фигур в жанре хоррора. Миа Гот окончательно утвердилась в статусе главной королевы крика декады, а Перл моментально превратилась в цитируемую героиню. Тай Уэст рисует на экране портрет нелюбимой дочери, которая мечтает однажды сбежать из дома и танцевать на сцене перед аплодирующей толпой. Слава становится маяком вдали, который помогает Перл не падать духом и переживать болезненные моменты: нравоучения холодной матери, болезнь отца, одиночество и бедность. Жажда насилия течет по жилам девушки с той же силой, как страсть к танцам: злость к миру вот-вот выльется и испачкает кровью топор, деревянный пол и огненно красное платье. Танцовщица — не чистое зло во плоти, а разбитая героиня, застрявшая в консервативном мире и паутине травм. Остается непонятным одно — как киноакадемия могла пройти мимо перфоманса Мии Гот?
Эми Данн — скорее всего именно это имя приходит людям в голову при слове «антигероиня». «Исчезнувшая» — искусный триллер, первоклассный детектив и социальная драма одновременно. Жемчужиной фильма, безусловно, стала героиня Розамунд Пайк — внезапно пропавшая жена, которая решила отомстить супругу за бесконечные измены. Эми — профессиональная манипуляторша и любительница запутанных игр. Она мучительница и мученица одновременно, чья мотивация раскрывается по мере развития сюжета. Многие спешат приписать женщину к числу психопатов. Конечно, миссис Данн полна несовершенств, и ее решение проблем вызывает массу вопросов. Но на самом деле Финчер предлагает зрителям оригинальную героиню, которую интересно исследовать и разгадывать, которая вызывает и страх, и эмпатию.
В супергеройском кино полно антагонистов, с которыми борются храбрецы в костюмах. Если звание главного отрицательного мужского персонажа получает любимец публики Локи из Marvel, то первенство среди женщин, очевидно, принадлежит Харли Квинн из DC. Да, она безумна, иногда даже аморальна, но то ли благодаря харизме Марго Робби, то ли из-за присущего героине мятежного духа, — Харли Квинн покоряет даже тех зрителей, кто не считает себя поклонником супергероики. Харли даже не всегда нужен Джокер, ее судьба перестает строиться на обсессии и созависимых отношениях. После расставания с возлюбленным Харли отправляется в собственные злоключения с группой новых подруг (сольник «Харли» – идеальное post break up movie), а еще героиня — неизменный член Отряда самоубийц. Именно живость, непосредственность, бунтарство и жажда приключений заставляют очаровываться сумасшедшей девушкой.
Малефисента — попытка переосмыслить классическую сказку о Спящей красавице, сделав главной героиней злодейку. Анджелина Джоли с изогнутыми рогами и острыми, как бритва, скулами возглавила отряд фэнтезийных антигероинь, которым слишком долго не давали право голоса. Наконец на сцену выходят не только принцессы с пышными платьями, но и повелительницы зла (по крайней мере так их принято называть). Дилогия Роберта Стромберга предлагает взглянуть на традиционные сюжеты под совершенно другим ракурсом. Предыстория антигероини обновляет старый пыльный текст, отказываясь делить все на белое и черное. Ведь как оказалось, и у коварных волшебниц может быть доброе сердце и причины злиться на окружающий мир.
Круэлла продолжает наследие Малефисенты и получает собственный фильм. Режиссер Крэйг Гиллеспи обращается к прошлому антагонистки из «101 далматинца». И, как это обычно бывает, злодейками не рождаются, ими становятся. Изначально была лишь Эстелла — талантливая девушка, мошенница и мечтательница. Героиня грезит подняться на вершину мира моды. Одежда в фильме едва ли не ключевой элемент, выполняющий такую же важную функцию, как сюжетные ходы. Кожаная куртка в паре с брюками из золотых блесток, юбка с тысячами лепестков, белая мантия, вспыхивающая пламенем, платье из мусора и газет. Словом, наряды Круэллы воплощают ее революционный характер. Устоять перед шиком киноленты и магнетизмом главной героини вряд ли получится.
Большинство антигероев и антигероинь сложно впихнуть в рамки типичного злодея. Смертные грехи, преступления и морально сомнительные поступки зачастую являются ответом на несправедливое и равнодушное общество. Это же относится и к Кассандре — жертве патриархальной системы, которая решает отомстить за смерть подруги. Разочарованная бездействием полиции, девушка берет дело в свои руки и сама начинает наказывать похотливых мужчин. Перед нами вовсе не социальное нравоучение, а стильный триллер с мрачным юмором. Эмиральд Феннел создала настоящий феминистский манифест, Кэри Маллиган сыграла свою лучшую роль, а страхи миллионов женщин были озвучены и, хочется верить, услышаны.
Есть ли в подростковом кино более высокомерная студентка, чем Реджина Джордж — лидерша самой популярной компании школы? Героиня Рэйчел МакАдамс — одна из матерей-основательниц армии избалованных старшеклассниц. Реджина — персонаж своей эпохи — времени ярко-розового гардероба, тесных мини-юбок, четкого деления школьников на «крутых» и «неудачников». Троп давно стал избитым, но Реджина все же отличилась сложной натурой: она могла уничтожить любого соперника практически не применив усилий, только хитрый ум и сноровку. В конце она не стала добрее или мягче, а перенаправила свой гнев в спортивные соревнования вместо школьных коридоров. Спустя многие годы «Дрянных девчонок» цитируют, отмечают 3 октября и по средам надевают розовое, такого поп-культурного влияния не могла бы быть без Реджины Джордж.
Бонни Паркер — печально известная грабительница банков, которая вместе со своим партнером наделала шума во времена Великой депрессии. Культовая картина Артура Пенна с Фэй Данауэй в главной роли превратила историческую личность в икону с модным гардеробом. Береты, трикотажные кофты, шарфы с принтами, клетчатый плащ — воровство в фильме стало делом стильных. Примечательно, что «Бонни и Клайд» вышел в 1967 году — бурлящий котел сексуальной революции меняет общество, а бунт на экране отражает настроение молодежи. Не будем заблуждаться: режиссер без зазрения совести романтизирует скандальную пару, оставляя право за документальной хроникой распоряжаться историческими фактами. Магия кино искажает реальность, гангстеры заражают свободолюбивым настроем, а тенденция на преступный дуэт влюбленных все еще не выходит из моды.