Данила Козловский борется с вампирами в царской России, Иван Янковский попадает в загадочную деревню, из которой никак не уехать, Андрей Мерзликин и Глеб Калюжный сталкиваются с ведьмами: рассказываем о семи недавно вышедших отечественных сериалах, которые хотят верить в паранормальное.
«Сергий против нечисти» — залихватский и бодрый микс мистики, комедии и боевика. Лишённый сана поп Сергий (Роман Маякин) вместе со следовательницей Катей (Лукерья Ильяшенко) сражается со столичными потусторонними сущностями. После каждого убитого упыря, вампира или домового поп отправляется к могущественной Тётушке (Ирина Розанова), которая возглавляет силы зла и оплачивает хлопотный труд охотника за нечистью. Сериал напоминает компьютерную игру: новый эпизод — новый квест. Сергий подбирает подходящее оружие, отыскивает противника и в решающей схватке непременно побеждает. В перерывах между драками поп напивается и посещает стриптиз-клуб. Поскольку отечественный фольклор богат страшными тварями, работы у Сергия хватает. Простенькие истории способны развеселить и на короткое время заставить забыть о заботах.
«Вампиры средней полосы» неожиданно стали всенародно любимым хитом. Изначально сценаристы вдохновлялись «Реальными упырями», но отечественный сериал заметно отличается от проекта Тайки Вайтити и Джемейна Клемента, поскольку укоренён в окружающих реалиях. В Смоленске уже давно живут вампиры. В одной обычной квартире обитает клан во главе со Святославом Вернидубовичем (Юрий Стоянов), или же просто дедом Славой. Между вампирами и людьми заключён договор, но в лесах под Смоленском находят пару обескровленных трупов, что грозит нарушить худой мир между противниками. Отечественный сериал в необычной развлекательной манере говорит о важности семейных ценностей. Фактически «Вампиры средней полосы» — кровавый ситком с обаятельными персонажами и расследованием мрачных преступлений. Пожалуй, именно сочетание комедии и детектива не даёт заскучать.
«13 клиническая» предлагает отличную от «Вампиров», но всё ещё альтернативную реальность, и тоже с потусторонними гостями. Оказывается, в нашем мире полно демонов, из-за которых у людей появляются болезни. Молодой и талантливый хирург Кирилл (Данила Козловский) мог умереть из-за неоперабельной опухоли головного мозга, если бы не согласился на альтернативное лечение и не попал в спрятанную в подмосковных лесах «13 клиническую». Врачи необычной больницы изгоняют сверхъестественные сущности из тел пациентов. Кирилл остаётся в учреждении и учится альтернативным методикам. Сериал Клима Козинского («Вне себя») больше всего напоминает многосерийный «Ночной дозор» в стенах больницы из «Королевства» Ларса фон Триера. У создателей получилась эскапистская мистическая сказка с поисками неординарных методов лечения в каждой серии.
«Топи» к мистике относятся серьёзно, комедийного в сериале немного. Создатель мессенджера со встроенной функцией детектора лжи TrueTalk Денис (Иван Янковский) узнаёт об опухоли мозга. Врачи разводят руками, а инноватор вместе с несколькими случайными знакомыми в поисках чуда отправляется из Москвы в монастырь в Архангельской области в селе Спас-Прогнание. Место очень странное: на небе розовые облака, некоторые жители словно бы зависли, как собака в фильме Чарли Кауфмана «Думаю, как всё закончить»; вышедшие по УДО зэки обитают в хибаре, вокруг которой очерчен круг, периодически окропляемый куриной кровью; мёртвые вроде бы оживают, а ещё в беседах то и дело всплывает некий Хозяин. Москвичи мечтают вернуться домой, но не всё так просто. Сериал снят по оригинальному сценарию писателя Дмитрия Глуховского* (*признан Министерством юстиции России иноагентом). «Топи» — российский ответ «Тьме», «Твин Пиксу» и «Настоящему детективу», в котором вопросов гораздо больше, чем ответов.
«Территория» — редкий российский проект, который обращается к мифологии конкретного региона нашей страны. В данном случае — Пермского края. 19-летний Егор (Глеб Калюжный) вместе с родным дядей Колей (Андрей Мерзликин) приезжает в глухие леса, чтобы отыскать пропавших родителей. Мама и папа Егора отправились в этнографическую экспедицию, но домой не вернулись. Племянник и дядя пробираются через тайгу, на каждом шагу сталкиваясь с ведьмами, колдунами и странными мифическими существами. Например, Егор и Коля узнают, кто такой икотка. Это бес-паразит, который вселяется в человеческое тело и питается кровью носителя. Поиск этнографов превращается в выживание в диких условиях. «Территория» схожа с «Топями» как в желании максимально запутать аудиторию, так и в месте действия. Леса Пермского края напоминают пугающий мистический лабиринт со странными обитателями, из которого можно никогда не выйти.
«Карамора» — ещё один сериал о вампирах, но уже в декорациях царской России. Подпольщик-анархист Карамора (Данила Козловский) мечтает о смене власти на родине, а узнает о мировом заговоре. Оказывается, все правящие династии в Европе — кровопийцы. Герой теряет в столкновении с одним из упырей любимую Алину (Дарья Балабанова) и встаёт на путь мести с оружием в руках. «Карамора» — первый сериал Козловского как режиссёра. В сюжете то и дело всплывают знаменитые личности, но часто только ради громкого имени. Карамора знакомится с Маяковским (Николай Комягин из Shortparis) и узнаёт, что на самом деле граф Дракула боролся с вампирами. К сериалу не стоит относиться всерьёз: факты здесь переплетены с чистой комиксовой выдумкой. В обилии персонажей и непростых правилах эклектичной реальности можно запутаться, но действие не останавливается ни на секунду. Пожалуй, столько экшена и отличных боевых сцен в российских сериалах последних лет зритель не видел.
В «Тайне пропавшей деревни» народные приметы, суеверия и знахарство не страшат, а веселят. Российское село предстаёт мистическим и не поддающимся рациональным законам местом. После увольнения с телевидения столичная журналистка Татьяна Блок (Мария Горбань) по приглашению трудовика Алексея Кудри (Филипп Ершов) приезжает в деревню Нижние Броды. Недавно в Верхних Бродах, расположенных на другой стороне реки, пропали все 20 жителей. Среди рассматриваемых версий вмешательство инопланетян, ожившие мертвецы, колдовство ведьмы Харитонихи (Людмила Чиркова) и русалки из близлежащего водоёма. «Тайна пропавшей деревни» снята на «живую камеру» и одновременно пародирует жанры true crime и мокьюментари. Проект продюсера Сергея Светлакова не успевает надоесть за пару- тройку серий и даже аккуратно говорит о реально существующих проблемах российской деревни. И виноваты в сложностях точно не инопланетяне и даже не русалки.