Люк Бессон вернулся в свою лучшую форму времен «Пятого элемента» и снял лихое приключенческое кино про красавицу-авантюристку, гоняющуюся за птеродактилем по Парижу 1912 года.
В Париже в 1912 году происходили странные вещи. Город переполошило древнее чудовище, которое пробудил к жизни старый медиум. За ископаемой тварью гоняется полиция, а также знаменитый охотник, пара ученых из музея естественной истории и журналистка Адель Блан-Сек, у которой есть дело не столько к самой зверюге, сколько к медиуму — ей необходимо спасти сестру. С той же целью девушка тащит из Египта настоящую мумию.
Даже странно это говорить, но Люк Бессон вернулся. Вот он, родной, взорвавший и починивший мир «Пятым элементом» /Fifth Element, The/ (1997) и сделавший Миллу Йовович самой прекрасной женщиной во вселенной. Брюс Уиллис у него был самым супергеройским парнем, а Гэри Олдман — самым стильным и безупречным воплощением Зла. И при этом все вместе оказывалось не нудным блокбастером американского типа про спасение человечества, а милейшим живым карнавалом. Что делал Бессон 13 лет между «Элементом…» и «Аделью…» вспоминать не хочется. Он, мягко говоря, без дела не сидел, но вся эта сценарно-продюсерская суета и редкие, вымученные режиссерские выступления забудутся. А вот «Адель…» — едва ли.
Когда смотришь это кино, кажется, что 13 лет перед нами был не наш Бессон, а какой-то двойник. А сам он, настоящий, жил в маленькой квартирке на Монмартре, попивал вино в кафе напротив и сочинял историю про обаятельнейшую искательницу приключений.
Пересказывать сюжет (пусть и в общих чертах), подогревая ожидания, в данном случае грешно больше обычного. Тут весь невероятный драйв заключается в том, что за каждым поворотом или репликой вас поджидают сюрпризы. И все как один приятные. Позволим себе лишь намекнуть, что «Необычайные приключения Адель» начнутся как «Амели» /Fabuleux destin d'Amelie Poulain, Le/ (2001), метнутся в сторону «Парка Юрского периода» /Jurassic Park/ (1993), продолжатся «Индианой Джонсом» и «Мумией», а закончатся «
Режиссер не бежит за зрителем с протянутой рукой, умоляя оценить спецэффекты, декорации или трюки, а увлекает за собой, как старомодный романист, восклицающий пред большим путешествием к центру земли или на край света: «Вперед, мой читатель, нас ждут великие дела!»
При этом Бессон обращается с жанровым кино, про которое знает решительно все, бесцеремонно и весело, как мальчишка, насмотревшийся старых фильмов и начитавшийся Жюля Верна. Манипулируя банальностями, не отказывая себе в цинизме и не стесняясь рискованного юмора, но и не оставляя при этом твердого намерения сделать крепкое развлекательное и коммерчески успешное кино.
«Адель…» — тот случай, когда пародия становится вершиной самого жанра и способна радикально его изменить, направив по новому пути. Так было со спагетти-вестернами Серджо Леоне, с гангстерскими боевиками Квентина Тарантино, с упомянутым «Индианой Джонсом» (ему тут и поклон сделали, и высмеяли), наконец, с тем же «Пятым элементом». Стиль Бессона в этом фильме складывается из словесного трюкачества, актерской клоунады и сюжетной эквилибристики (цирковые термины вполне уместны — единение двух искусств здесь органично и крепко как никогда).
Пару слов надо сказать и про саму Адель. В ней воплотился незаслуженно забытый типаж авантюристки, которая берет не столько эксплуатацией сексуальности, сколько чистейшим куражом и отвагой. В кино к таким девушкам, как правило, приставляют какого-нибудь дежурного мачо или волоокого романтика, но тут, что особенно прекрасно, подобного не наблюдается. В наличии лишь робкий и комичный воздыхатель, который только вертится под ногами (полезными оказываются лишь его познания в зоологии). Поэтому энергичная девушка не тратит времени на амурные пустяки, а весело проводит время в обществе древних трупов, которые, кстати, играют в сюжете ключевую роль.
Натренированный на многочисленных жанровых «кошках» и, казалось, совсем скисший Люк Бессон проявил неожиданную творческую лихость, напомнив, что граница между предпочтениями скучающих посетителей мегамоллов и высоколобых завсегдатаев арт-хаусных залов легко преодолевается фильмами для жизнерадостных безумцев.