Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

20 самых памятных открывающих фраз

В первые дни Нового года мы вспоминаем лучшие открывающие фразы в истории кино

Добавить в закладки
Первое слово дороже второго

«Роузбад…»

Кадр из фильма «Гражданин Кейн»

Мы будем так же лаконичны, как герой фильма Орсона Уэлса. Ну что еще, в самом деле, можно сказать о шедевре, про который написаны сотни книг, тысячи статей и сказаны миллионы слов? «Гражданин Кейн» – безусловный шедевр, и совсем не удивительно, что его первая фраза стала одной из величайших в истории кино. Что же такое «роузбад»? Герои фильма, одержимые газетчики, объявили настоящую охоту за вариантами трактовки простого и понятного слова. Не станем делать акцент на том, что слышать последние слова Чарльза Фостера Кейна никто не мог, он умер в одиночестве, всего лишь проследим еще раз за величайшей судьбой человека от детских санок до собственного замка.

«Кто ты? – Я Смерть»

Кадр из фильма «Седьмая печать»

Всего четырех слов достаточно, чтобы приковать зрителя к экрану. Простейший обмен фразами, но холодный голос, называющий своего носителя «Смертью», обладает магической силой. С этого знакомства начинается необычное противостояние средневекового Рыцаря и физического воплощения Смерти в самый разгар чумы. Короткий диалог открывает конфронтационный и соревновательный характер отношений между собеседниками, преобразованный со временем в шахматную партию, ставки в которой очень высоки. Еще более высоким, впрочем, оказывается уровень диалогов между героями, охватывающих множество аспектов мироздания. И все это после обезоруживающего ответа: «Я Смерть».

«Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов…»

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Лирическая комедия «Берегись автомобиля» только прикидывается детективом. Наполненная атмосферой нуара и всеми сопутствующими детективу атрибутами лента стала любимым зрелищем советских зрителей, верящих в справедливость, пусть и выраженную в новоявленном Робин Гуде, угоняющем машины у богатых и отдающем деньги за них бедным. Цензорам Эльдара Рязанова не особенно нравилось то, что герой занимался угоном, но режиссер убедил комиссию тем, что по законам кино требуется именно такой сюжетный ход. Именно поэтому и пришлось с самого начала указывать, что речь идет о любимом зрителями жанре. Лестно чувствовать себя умнее высокой партийной комиссии.

«Я верю в Америку. Америка дала мне богатство…»

Кадр из фильма «Крестный отец»

Полный текст открывающей «Крестного отца» речи производит удивительный эффект. Рассказ о девушке, модели, дочери уважаемого человека, которая спуталась с неблагополучными молодыми людьми, была избита, лишилась своей природной красоты, сочетает в себе два полюса знаменитой американской мечты – ты можешь взлететь к вершинам славы и вмиг потерять все, что имел. Особенная ирония заключается в том, что рассказывающий историю персонаж всецело поддерживает криминальное устройство мира, не осознавая, что именно он в некоторой степени виновен в халатности и коррупции тех законников, что должны были защищать девушку. Лошадиная голова в постели может решить многие вопросы, но, увы, не все.

«Знаете старый анекдот: Две пожилые женщины в пансионате в Кэтскилльских горах. Одна говорит: “Еда здесь просто ужасная”. Другая отвечает: ?Да, я знаю. И к тому же порции такие маленькие!”…»

Кадр из фильма «Энни Холл»

Вступительный монолог персонажа Вуди Аллена гораздо более развернут, мы привели лишь первые пару строк, и по его стартовым словам о герое уже можно сказать многое. Упомянутые в них Граучо Маркс и Зигмунд Фрейд говорят об образованности, саркастическая шутка показывает отношение к жизни, смешение философии и юмора говорит о характере персонажа больше, чем развернутое досье. Мы привыкли к правилу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но Вуди Аллен успешно эти постулаты опровергает – открывающим фильм «Энни Холл» монологом он вкладывает в головы зрителя вполне определенный образ героя. Дальнейшее погружение в характер уже не нужно, переходим к действию.

«Давным-давно, в далекой-далекой галактике…»

Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 4 - Новая надежда»

Большое путешествие начинается с маленького первого шага, гигантская космическая сага Джорджа Лукаса, которая до сих пор занимает огромную часть в сердце всех поклонников фантастики, начинается с простой фразы, словно взятой со страниц сказочной книги. Знаменитые желтые буквы вступительных титров, убегающие в темноту космоса, стали таким же неотъемлемым атрибутом «Звездных войн», как лазерные световые мечи, шлемы штурмовиков или имперский марш. Но самое главное – эти слова моментально создавали доверительные отношения между зрителем и рассказчиком, моментально появлялось ощущение того, что ты становишься частью большого путешествия. Так и оказалось, кстати, путешествие продолжается по сей день.

«Как всем известно, труд облагораживает человека, и поэтому люди с удовольствием ходят на работу. Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает…»

Кадр из фильма «Служебный роман»

В советском кино производственным драмам отводилось очень много времени – «свои» картины получили представители практически всех профессий: трактористы и лесорубы, продавцы и учителя, военные и спортсмены. Другое дело, что не все такие ленты имели художественную ценность, на чем и сыграл Эльдар Рязанов, когда показал свою «производственную драму» «Служебный роман». Впервые с такой легкостью и юмором кто-то поговорил со зрителем на всегда актуальную тему – ведь на работе мы проводим больше времени, чем с родными. Первыми же строками, открывающими фильм, Рязанов устанавливает простые правила игры: мы будем говорить о работе, но о той ее стороне, которую обсуждать не очень-то принято.

«Мне было двенадцать, почти тринадцать, когда я впервые увидел труп человека…»

Кадр из фильма «Останься со мной»

Драме «Останься со мной» достаточно одной строки, чтобы задать тон всей ленте. Темное, тоскливое расставание с детством. Каждый из нас, наверное, помнит тот день, когда он впервые увидел мертвеца, но обычно это всего лишь один из рядовых эпизодов жизни. На долю же друзей из «Останься со мной» в один день выпало слишком много испытаний, героям пришлось не только пережить столкновение с чужой смертью, но и едва не лишиться собственной жизни. Первые шаги во взрослую жизнь совпали для этих персонажей с началом пути в лесную чащу, где лежит где-то бедный мальчишка, не успевший сойти с железнодорожного полотна перед приближавшимся поездом.

«Я комендор-сержант Хартман, ваш старший инструктор. Отныне вы будете говорить только тогда, когда я скажу…»

Кадр из фильма «Цельнометаллическая оболочка»

С первых кадров фильма Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка», с первых фраз его героев зрителю понятно, что перед ним не бравурное пропагандистское кино о смелых солдатах и их командире, которые спасут мир при помощи своей смелости, находчивости и любви к родине. Нет, это совсем иная история. Шокирующая речь Хартмана задает тон всему фильму – здесь будет мрачное, нелицеприятное, шероховатое изображение американской военщины. И первые слова даже несколько мягки. Если вас шокируют они, то от просмотра стоит воздержаться, далее следуют 45 минут демонстрации подготовки солдат к отправке во Вьетнам, и инструктор не стесняется в выражениях, когда из новобранцев делает вояк.

«Сколько я себя помню, мне всегда хотелось быть гангстером…»

Кадр из фильма «Славные парни»

С самого начала его карьеры Мартина Скорсезе обвиняли в том, что он романтизирует гангстеров и банды. Ответом на эти обвинения стали «Славные парни». Первая строчка фильма словно заманивает простодушных критиков, желающих снова поставить в вину режиссеру страсть к бандитам. Но герой фильма, мечтающий с детства влиться в ряды гангстеров, вовсе не обретает счастье, пополнив криминальные ряды. Наоборот, судьба поворачивается так, что к финалу Генри вынужден навсегда отречься от своих «коллег» и «соратников», чтобы навечно порвать с преступным прошлым. Все подозрения в свой адрес Скорсезе отмел, но запустил своим фильмом моду на фильмы о мафии, которая не проходит до сих пор.

«Жизни трех миллиардов человек оборвутся 29 августа 1997 года. Пережившие ядерный пожар назовут этот день Судным…»

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Джеймс Кэмерон выпускал своего второго «Терминатора» в 1991 году и первой же строкой оглашал мрачное пророчество. Поклонников фантастики трудно удивить подобными предсказаниями, ни одно из которых не сбылось, но даже у самых циничных скептиков что-то внутри скребло – ведь Кэмерон снимает невероятно реалистично. Сейчас, когда после неосуществившегося Судного дня прошло уже 17 лет и оцепенение от увиденного в «Т2» давно сошло на нет, прежнее ощущение надвигающегося апокалипсиса возвращается – трейлер нового, уже пятого по счету фильма франшизы снова обещает обновленную временную линию. Какие еще страшные предсказания ждут нас в связи с новым витком конфликта между людьми и машинами?

«Давайте я вам расскажу, о чем песня “Like A Virgin”…»

Кадр из фильма «Бешеные псы»

О том, что является фирменным соусом, который делает картины Квентина Тарантино такими узнаваемыми, можно спорить часами. Кто-то будет говорить об особенном подходе к подбору актеров, кто-то упомянет о гипертрофированном насилии, кому-то ключевыми кажутся нелинейный монтаж и рваное повествование. Мы во главу угла ставим знаменитые тарантиновские диалоги! Герои фильмов Квентина говорят много и, казалось бы, ни о чем, но эти беседы феноменально раскрывают персонажей. Свой дебютный фильм Тарантино открыл лично беседой на околомузыкальную тему в кругу членов криминальной группы, готовящейся к большому делу. Все волнуются, но разговоры о Мадонне и чаевых позволяют персонажам успокоиться, а зрителям посмеяться.

«Здравствуйте. Меня зовут Форрест. Форрест Гамп. Хотите конфету?..»

Кадр и фильма "Форрест Гамп"

Кажется, что общеизвестная цитата о том, что «жизнь похожа на коробку шоколадных конфет», была всегда, ее вспоминают по поводу и без повода все, от мала до велика. На деле же ей всего двадцать лет, и она следует сразу за вступительными словами картины «Форрест Гамп». Суммарно открывающий монолог Форреста демонстрирует зрителю простоватого, добродушного парня, который по-прежнему верит в то, что у его матери есть ответы на все вопросы в мире. Знакомство моментально подкупает, и вот мы уже готовы погрузиться в восхитительную сагу, охватывающую три десятка лет американской истории, где будет место странным танцам, войне, бегу и акциям одной яблочной компании.

«Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай чертов большой телевизор…»

Кадр из фильма «На игле»

Открывающим монологом герой картины «На игле» Дэнни Бойла расписывает будущее современного британца не в самом радужном цвете. Сцена заканчивается признанием в том, что замена скучной серой жизни обывателя есть, но эта замена еще страшнее – наркотики. Выстреливаемые с пулеметной скоростью слова бомбардируют зрителя, не дают успеть приспособиться, не позволяют осмыслить происходящее. Нескольких фраз оказывается достаточно для того, чтобы подсадить смотрящего на крючок повествования. Этим хитрым способом Бойл привлек столько зрителей, что фильм получил титул лучшей британской картины последних 60 лет. Неплохой выбор.

«Мы были где-то около Барстоу, на границе пустыни, когда наркотики начали действовать…»

Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Это лишь первая строка длинного, часто бессвязного монолога с такими словами, за публикацию которых наш портал вполне могут закрыть. Впрочем, все, что нужно знать о «Страхе и ненависти», – это то, что «наркотики начали действовать», их разгул продлится до самых финальных титров. В этих трех словах, можно сказать, заключается краткое содержание всего фильма. Однако и спойлером это не назовешь, смотреть фильм Терри Гиллиама интересно, невзирая на то, во второй раз вы отправляетесь в путешествие с Раулем Дюком или в сто второй. Главное, сохранять хотя бы внешнюю трезвость рассудка и не попадаться на глаза летучим мышам.

«Люди постоянно спрашивают меня, знаю ли я Тайлера Дардена…»

Кадр из фильма «Бойцовский клуб»

Дэвид Финчер – парень хитрый. На протяжении всего своего «Бойцовского клуба» он раскидывает подсказки и объяснения финального твиста, но понять их в силах лишь тот, кто досмотрел картину до конца и этот сюжетный поворот уже знает. Когда герой Эдварда Нортона говорит открывающую картину фразу, вы не придаете ей значения, как и многим другим, казалось бы, незначительным словам, но какую же бурю гнева вызывает финальное прозрение, ощущение того, что вас весь фильм водили за нос. Мастерски выстроенный сюжетный твист начинается с самых первых слов Рассказчика. Знаю ли я Тайлера Дардена? Что вам сказать на это? Это надо видеть.

«Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе…»

Кадр из фильма «Властелин Колец: Братство Кольца»

Сказки о маленьких полуросликах, идущих от одной горы к другой, могли быть детским времяпрепровождением, если бы за экранизацию «Властелина Колец» не взялся Питер Джексон. Не слишком перегибая палку (ну разве что с хронометражем), он создал такой мир Средиземья, в котором есть место не только зеленым лужайкам и веселеньким замкам эльфов. Есть в толкиеновской Вселенной и место мраку, тьме и безысходности. От открывающих трилогию слов Галадриэль веет холодком и могильным духом: мир изменился, скоро кому-то придется изменить привычный уклад жизни, кого-то ждет слава, а кто-то потеряет жизнь. С первой строчки Джексон задает тревожное настроение для своего кинематографического мира и поддерживает его до самого финала.

«Вы внимательно смотрите?…»

Кадр из фильма «Престиж»

Вопрос, открывающий фильм «Престиж» Кристофера Нолана, обращен не только к персонажам внутри кадра, это еще и намек зрителю о том, что глаза при просмотре ленты нужно держать широко открытыми. И все же фильм-то о фокусниках, значит, нас обязательно проведут. Но посмотреть на это стоит, получить удовольствие от погружения в притворство, обман и ловкость рук можно невероятное. Вместе с героями зритель на протяжении всего фильма выясняет, что же в картине реально, а что является всего лишь иллюзией, и как бы внимательно вы ни смотрели, всех тайн вам не расскажет ни один фокусник.

«После того, как я его застрелил, я бросил ствол в Темзу, смыл следы пороха с рук в уборной Бургер Кинга и отправился домой ожидать дальнейших инструкций…»

Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге»

Не самое удачное начало для карьеры наемного убийцы – на своем первом же деле Рэй случайно убивает мальчика. Энергичный старт фильма Мартина МакДонаха настраивает на бодрый криминальный триллер, однако все обстоит не совсем так – зрителя ждет трагикомедия, весьма мрачная и преисполненная философии. И тем не менее открывающий текст приколачивает зрителя к экрану, услышав этот краткий пересказ трагических событий, вы словно становитесь соучастником или как минимум хранителем очень нехорошего секрета. С этим придется помучиться, потому что всем героям фильма «Залечь на дно в Брюгге» не очень понятно, что делать в подобной ситуации. Нам придется вместе идти к печальной развязке, ведь убийца должен быть наказан.

«В этом городе тысячи улиц. Вам не надо знать маршрут. Дайте мне место и время, у вас будет пять минут…»

Кадр из фильма «Драйв»

О главном герое фильма «Драйв» в картине рассказывается совсем немного, мы даже не знаем его имени – кто-то называет его просто «водителем», кто-то ласково зовет «малышом». Так что самые первые слова персонажа Райана Гослинга демонстрируют характер героя полнее, чем весь остальной фильм. Он прагматичен, он не боится рисковать, он жесток и следует своему собственному набору правил. Вы либо доверяетесь ему полностью, либо вам с ним не по пути. Такой взгляд на жизнь позволяет герою не только выбираться без последствий из криминальных передряг, но и справляться с ударами судьбы на личном фронте. Хотя с женщинами всегда больше проблем, чем с бандитами.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?