Кира Найтли — лицо не только дома Chanel, но и жанра исторических драм. Ни для кого не секрет, что британка примерила больше корсетов, чем любая другая актриса. В честь дня рождения звезды предлагаем проделать путь от поздней античности до XX века: фильмография артистки таит в себе обилие винтажа. Экранизации толстенных романов соседствуют с военными хрониками: наш материал — очередное доказательство, что Кира Найтли успела засветиться в самых разных эпохах.
Средние века
Блуждания Киры Найтли по столетиям можно начать с легенд о короле Артуре. Стоит отметить, что на момент съемок актриса не в первый раз брала в руки лук и стрелы: за три года до рыцарского эпоса состоялась премьера фильма «Дочь Робин Гуда: Принцесса воров».
Приключенческая картина Антуана Фукуа берет за основу всем известную легенду. Актрисе досталась роль Гвиневры — воительницы, возлюбленной Артура, будущей королевы. Вольная интерпретация сказаний о знаменитом кельтском герое не снискала любви критиков. Однако для Найтли лента стала своеобразной репетицией перед полным погружением в исторические драмы: она уже примерила образ прекрасной дамы, дальше — больше.
XVIII век
2003-й стал поворотным в карьере молодой актрисы: именно в этот год вышли картины, прославившие Найтли, — «Пираты Карибского моря: Проклятие “Чёрной жемчужины”» и «Реальная любовь». Приключенческое фэнтези положило начало длинному списку фильмов, в которых британка задыхается в пышных платьях (и порой падает в обмороки). Вместе с капитаном Джеком Воробьем (Джонни Депп) и Уиллом Тренером (Орландо Блум) дочь губернатора бороздит моря и сражается с живыми мертвецами. Постепенно проникаясь новым образом жизни, Элизабет меняет корсет на пиратскую амуницию и отказывается от элегантных причесок в пользу растрепанных волос.
Переместиться в XVIII век можно благодаря еще одной ленте с участием Киры Найтли: «Герцогиня» — типичная костюмированная драма, которая мало чем выделяется в фильмографии актрисы и в истории кинематографа в целом. Несмотря на слабый сценарий, роль Джорджианы Спенсер остается одной из самых знаковых в карьере британки. Герцогиня Девонширская — дальний предок принцессы Дианы, законодательница моды, без преувеличения икона Георгианской эпохи и жертва несчастного брака. Сыграть фигуру такой величины для англичанки было огромной удачей. На дворе шел 2008-й — имя Киры Найтли уже стало неразрывно связано с историческими полотнами.
Эпоха Регентства
Следом за веком XVIII идет эпоха Регентства — время, которое как никто другой запечатлела Джейн Остин на страницах своих произведений. Кира Найтли воплощает на экране еще одну Элизабет — на этот раз не пиратку, а барышню из сельской Англии. Впрочем, Лиззи Беннет не менее мятежная, чем ее тезка. Экранизация «Гордости и предубеждения» не только принесла актрисе номинацию на «Оскар», но и положила начало прекрасной и плодотворной дружбе с режиссером Джо Райтом. Постановщик не раз будет приглашать актрису в проекты, где та в очередной раз будет доказывать — ретро-драмы имеют особое очарование, если в них снимается Кира Найтли.
XIX век во Франции
XIX век — период, который чаще остальных появляется в фильмографии Киры Найтли. Во избежание хаоса правильнее всего будет разделить эпоху по странам, поэтому после Британии наша следующая остановка — Франция. Актриса сыграла двух диаметрально противоположных француженок. В картине «Шелк» ей досталась роль Элен — жены главного героя, которая на протяжении всего сюжета смиренно ждет мужа-контрабандиста из путешествий. Пока Эрве (Майкл Питт) пересекает континенты и влюбляется в японку, юная леди… мы даже не знаем, чем она занимается. История полностью рассказана через мужскую точку зрения. «Колетт» же, напротив, является байопиком об известной писательнице, которая пыталась выбраться из тени и влияния мужа. Девушка писала книги за супруга, который был не прочь запереть возлюбленную, чтобы та неустанно работала. Второй фильм дает зрителям понять, что Кире Найтли к лицу не только нежные платьица, но и короткая стрижка с элегантными брюками.
Конец XIX века в России
Завершить разговор о XIX столетии хочется на России. Кира Найтли вновь объединяется с Джо Райтом и снова играет в экранизации русской классики (первый подобный опыт — роль Лары Антиповой в «Докторе Живаго»). На этот раз актриса проживает трагическое падение русской аристократки Анны Карениной. Текст Л.Н. Толстого оживает на экране в виде театральной постановки, где героиня Найтли предстает сердцем истории. Особая стилистика повествования выбрана не случайно: Анна, как и актеры на подмостках, должна играть свою роль — роль хорошей жены для супруга. Роман с офицером разрушает брак светской дивы, а в конечном итоге и всю ее жизнь. «Анна Каренина» — еще одно свидетельство того, что Найтли может привнести в любую историческую драму тонну чувственности и в конце концов помочь перенестись зрителям в прошлое как минимум на два часа.
Начало ХХ века
Роль в «Опасном методе» — одна из самых сложных работ Киры Найтли. Одним выступление актрисы показалось слишком наигранным, другие, напротив, прониклись историей пациентки знаменитых психоаналитиков. Британка играет Сабину Шпильрейн — молодую женщину, которая страдает от того, что многие врачи называют «истерией». Героиня начинает лечиться у Карла Юнга (Майкл Фассбендер) и завязывает с ним отношения. Все становится еще запутаннее, когда в игру вступает другой персонаж — Зигмунд Фрейд (Вигго Мортенсен). Фильм Дэвида Кроненберга довольно сильно отличается от других исторических картин с участием Киры Найтли. Но именно эта тревожная лента запечатлела дух начала нового века — стремительного и пугающего. Что касается внешнего вида Найтли, то очевидно, что белоснежные кружевные блузки подходят ей не меньше, чем бальные наряды.
Вторая мировая война
Военные драмы — еще один излюбленный жанр Киры Найтли. Именно в этом отрезке времени, например, таится жемчужина в карьере актрисы — «Искупление». На этот раз Джо Райт переносит свою музу в 1930-1940-е годы: Сесилия влюбляется в сына гувернантки Робби (Джеймс МакЭвей), но разлучается с ним из-за войны и бурной фантазии младшей сестры. Можно сколько угодно петь дифирамбы картине о не случившейся истории любви — фильм, как и исполнители главных ролей, этого полностью заслуживает.
В «Запретной любви» героиня Найтли очаровывает публику силой красной помады и природного магнетизма, а в «Игре в имитацию» — благодаря интеллекту и симпатичным кардиганам. Первый образ роковой женщины со временем стерся из зрительской памяти, затерялся в богатой фильмографии. Чего не скажешь о втором перформансе — роль Джоан Кларк, помогающей Алану Тьюрингу расшифровывать нацистские коды, принесла актрисе номинацию на «Оскар».
«Последствия» — еще одна картина, которая запечатлевает середину XX века. Правда, действие происходит уже после победы союзников, но, как известно, война не заканчивается в одночасье. Героиня Найтли — жена британского полковника, который назначен новым мэром Гамбурга. Переезд в новую страну, жизнь под одной крышей с немцами, попытка начать разговор о потере сына, запретные чувства (да, героини Найтли из фильма в фильм влюбляются не в тех) — все это меняет привычный уклад супружества. Фильм Джеймса Кента не имел успеха, но сложно упустить из внимания химию между Кирой Найтли и Александром Скарсгардом — едва ли не единственную причину (наряду с очередным безупречным гардеробом), по которой стоит включить это кино.
Вторая половина XX века
К счастью, Кира Найтли не застряла в эпохе балов и военном периоде: следующий этап, на котором стоит остановиться, — 1960-1970-е, время свободы, сексуальной революции и бунтующих женщин. Как вы могли заметить, британке не раз приходилось играть романтический интерес мужчин, la femme fatale, верную супругу, заложницу любовных треугольников. В фильмах, которые запечатлели вторую половину двадцатого столетия, все обстоит немного иначе: вторая волна феминизма врывается на экраны, а Кира Найтли бросает вызов патриархату.
1960-е можно увидеть в недавней новинке с актрисой в главной роли: «Бостонский душитель» повествует о серии убийств, связь между которыми обнаружила журналистка местной газеты Лоретта (Найтли). Героиня не находит себе места в офисе, где редакторы подсовывают женщинам материалы о кухонной утвари или последних веяниях моды. Даже после получения разрешения на заветную статью Лоретта сталкивается с волной сексизма — в редакции, кабинете боссов, полицейском участке.
1970-е засветились в картине Филиппы Лоуторп «Мисс плохое поведение». Сюжет вращается вокруг конкурса красоты, который закрепился в истории по двум причинам: победа темнокожей участницы из Гренады и акция активисток, которые пытались сорвать мероприятие. Найтли досталась роль Салли — женщины, которая совмещает четыре роли: матери, жены, студентки и участницы группы «Движение за освобождение женщин». Фильм Лоуторп поднимает вопрос полярности белого активизма и жизни темнокожих женщин. Но в конце концов у режиссерки получилась скорее легкая комедия с бунтарским духом, чем феминистский манифест.
XXI век
Несмотря на то что исторические драмы стали основой фильмографии Киры Найтли, актриса часто появляется в фильмах, действие которых происходит в наши дни. Ее героини прогуливаются по современному городу, бегут от прошлого, ищут себя в настоящем. Они перестали задыхаться в корсетах, но, как оказалось, запутаться можно не только в длинных подолах платьев. Музыкантка Грета из ленты «Хоть раз в жизни» утопает в одиночестве и разбитых мечтах, пока не встречает Дэна (Марк Руффало) — бывшего главу лейбла, готового возродить собственную карьеру и открыть талантливой певице двери в индустрию. Меломаны записывают альбом на улицах Нью-Йорка, улавливая каждый звук мегаполиса. Мэг в «Детке» тоже чувствует себя потерянной: отношения с бойфрендом пришли в тупик, а взрослая жизнь чертовски пугает. Самое время оказаться в компании подростков (и заодно влюбиться в адвоката, которого сыграл Сэм Рокуэлл), чтобы понять, кто ты и чего хочешь на самом деле. Стоит порадоваться, что Кира Найтли не застряла окончательно в костюмированных картинах. Ведь женщины XXI века в исполнении актрисы — неприкаянные и полные надежд миллениалы — не менее значимые героини, чем герцогини и известные писательницы.