Сегодня Disney — одна из крупнейших корпораций в мире, чьи фильмы каждый год доминируют в прокате. Но так было не всегда. Чтобы добраться до величия, компании пришлось пережить не один резкий поворот на своём пути. В честь 120-летия Уолта Диснея мы вспоминаем главные удачи и неудачи его студии: амбициозные провалы и неожиданные хиты.
В 1932 году Уолт Дисней перебрался к своему брату Рою О. Диснею в Голливуд, где они вместе основали компанию Disney Brothers Cartoon Studio (в 1926 году переименованную в Walt Disney Studio). Их первым большим успехом было создание анимационного персонажа Кролика Освальда — вот только дистрибуцией мультфильмов с ним занималась Universal, и ей же принадлежали права на персонажа. В итоге братья Дисней заработали на своей идее только несколько сотен долларов, да ещё и продюсер Чарльз Минц переманил их лучших аниматоров в свою компанию Snappy Comedies.
Диснею нужно было срочно придумывать нового героя, чтобы спасти свою студию. Именно тогда, в 1928-м, родился Микки Маус (точнее, он был Мортимером Маусом, пока жена Уолта не сказала, что имя мышонку совершенно не подходит) — дебютная короткометражка с ним, «Пароходик Вилли», стала первой звуковой картиной Walt Disney Studio и первым же большим успехом. А через год начался выпуск сериала-антологии Silly Symphonies, который 6 лет подряд брал «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм.
Вдохновившись успехом Silly Symphonies, Уолт Дисней решил раздвинуть барьеры для анимации ещё дальше и сделать первый в истории полнометражный мультфильм. Вышедшая в 1937-м «Белоснежка и семь гномов» стала самым кассовым фильмом своего времени, а заодно начала долгую эру доминирования Disney на рынке. Чтобы закрепить успех, Уолт открыл новую студию в Бёрбанке, в четыре раза больше предыдущей, и начал делать несколько полнометражных картин одновременно, в том числе амбициозную «Фантазию».
Эти амбиции в итоге чуть не погубили студию. Вышедший в 1940 году «Пиноккио» при бюджете в 2,3 миллиона долларов собрал около двух. Строительство студии в Бёрбанке оказалось слишком дорогим. В итоге компания начала публично продавать свои акции, чтобы выжить. Дисней надеялся на успех «Фантазии», но зрители не слишком оценили экспериментальный мюзикл. К 1941 году его студия задолжала 3 миллиона долларов. А половина аниматоров объявили забастовку — производство «Дамбо» и «Бэмби» оказалось под угрозой.
Чтобы хоть как-то оправиться от потерь, Disney начала делать военные пропагандистские мультфильмы для армии США. С бастующими в итоге удалось договориться брату Уолта, Рою О. Диснею, и сборы «Дамбо» и «Бэмби» помогли компании немного закрыть долги, пусть и не полностью выйти из кризиса. А ещё все эти события сильно ужесточили Уолта: всегда оптимистичный творец стал заядлым консерватором и антикоммунистом.
Полностью оправиться от потерь студия смогла только в 1950 году, когда выпустила сразу два больших хита. Свой первый полнометражный live-action-фильм — экранизацию пиратского романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». И «Золушку», которую удалось сделать дешевле, чем предыдущие анимационные картины: Диснею пришлось идти на творческие компромиссы и немного унять свой перфекционизм.
Успех закрепили «Алиса в Стране чудес» в 1951-м и «Питер Пэн» в 1953-м. В 1955 году стартовал популярный сериал «Клуб Микки Мауса» — и в то же время в Анахайме, Калифорния, открылся первый Диснейленд.
В 1966 году из жизни ушёл Уолт Дисней. Управление компанией перешло Рою О. Диснею, который закончил проекты, начатые младшим братом, включая «Книгу джунглей», но он сам умер всего через 5 лет. Новое руководство, состоящее из продюсеров Донна Татума и Карла Уокера, а также приемного сына Уолта Рона Миллера, поначалу не смогло управлять компанией так же эффективно, как их предшественники.
Удачи, конечно, были — вышли «Робин Гуд» и «Лис и пёс», — но эта эра Disney отметилась также неудачными экспериментами. Рон Миллер решил, что компания должна делать фильмы для тех людей, что раньше никогда не интересовались её продукцией. Так появилась «Чёрная дыра» 1979-го, подростковый сай-фай, созданный явно на волне успеха «Звёздных войн». И «Лесной наблюдатель» 1980-го — первый диснеевский хоррор. Обе провалились в прокате.
Но не все идеи Миллера были провальными. Именно он в 1984-м основал Touchstone Pictures, подразделение Disney, которое занялось выпуском более «взрослых» полнометражных картин. Первым её большим успехом стал «Всплеск» — романтическая фэнтези-комедия с Томом Хэнксом в роли парня, влюбившегося в русалку. Позже эта же компания выпустит «Доброе утро, Вьетнам», «Общество мёртвых поэтов» и «Красотку».
В середине 80-х в правлении Disney случились большие перемены: исполнительным директором компании стал Майкл Айснер из Paramount, а президентом — Фрэнк Уэллс из Warner Bros. В первые годы их руководства анимационный отдел студии переживал не лучшие времена. Картины вроде «Чёрного котла» и «Великого мышиного сыщика» не могли сравниться по сборам с предыдущими хитами, к тому же они попросту не выдерживали конкуренции с работами Дона Блута вроде «Секрета крыс», «Американского хвоста» и «Земли до начала времён», которые обошли проекты Disney в прокате. Великий аниматор как раз покинул студию после «Лиса и пса», чтобы те не ограничивали его авторское видение.
Оправиться Disney смогли только к концу десятилетия. В 1989-м компания выпустила «Русалочку» — фильм, который начал эру так называемого «Диснеевского Ренессанса». Через два года вышла «Красавица и Чудовище», получившая номинацию на «Оскар» в категории «лучший фильм» (отдельной номинации для полнометражных мультфильмов тогда ещё не было), в 1992-м — «Аладдин», в 1994-м — «Король Лев», собравший в прокате почти миллиард долларов.
Ренессанс длился на протяжении всех 90-х и закончился только с выходом «Тарзана» в 1999-м — когда Disney стало сложнее выдерживать конкуренцию новоприбывших Pixar и DreamWorks.
Теракты 11 сентября 2001 года потрясли весь мир — и сильно задели студию. Дело в том, что значительная часть доходов к тому моменту шла не от выпуска фильмов, а от тематических парков развлечений. В это турбулентное время они начали терпеть большие убытки. В итоге компании пришлось уволить около четырёх тысяч сотрудников и сильно сократить расходы. Не помогало и то, что на рубеже веков Disney выпустила несколько провальных картин: в частности, комедию «Вместе с Дидлами», при бюджете в 24 миллиона собравшую всего 4.
Но уже в 2003 году Disney оказалась первой студией, заработавшей больше 3 миллиардов долларов в прокате. Спасибо за это нужно сказать в первую очередь «Пиратам Карибского моря» — уже во второй раз в непростое время компанию спасали фильмы о морских волках. Причём забавно, что «Пиратов» делали с большой опаской: к началу нулевых считалось, что фильмы на эту тему зрители смотреть просто не будут (всё из-за катастрофического провала «Острова головорезов» в 95-м). Но Вербински доказал обратное. И создал, вероятно, главную диснеевскую франшизу нулевых, которая позже принесёт компании ещё не один миллиард.
А в 2006-м Disney весьма креативно решила проблему конкуренции анимационного подразделения с Pixar. И просто выкупила компанию за 7,4 миллиарда долларов.
Продюсер Джерри Брукхаймер вслед за успехом «Пиратов» решил продолжить серию больших креативных блокбастеров. С «Сокровищем нации» всё получилось неплохо. А вот в начале 10-х последовала серия больших кассовых неудач. «Одинокий рейнджер» того же Гора Вербински заработал всего 260 миллионов при бюджете в 225. Не оправдал ожиданий «Принц Персии: Пески времени». А в 2012-м «Джон Картер», не спродюсированный Брукхамером, но явно созданный на волне успеха прочих похожих тентполов, заработал всего 280 миллионов при бюджете в 250.
Так закончилась эра оригинальных блокбастеров: Брукхаймеру больше не доверяли, а Гор Вербински с тех пор не снял ни одного большого фильма. Disney, испугавшись неудач, начала действовать предельно осторожно. И удобно, что примерно в это же время студия приобрела сначала Marvel Studios (в 2009-м), а затем Lucasfilms (в 2012). Началась безопасная эпоха киновселенных и вечных ремейков: Disney с тех пор увязла в повторении хитов прошлого и выбираться из этого болота явно не планирует (хотя и есть редкие проблески новизны вроде «Круиза по джунглям»). Но кто знает, может, пираты спасут её вновь?