Затянутая и банальная, но веселая немецкая криминальная комедия о банковском клерке, которого втягивают в преступную жизнь
Затянутая и банальная, но веселая немецкая криминальная комедия о банковском клерке, которого втягивают в преступную жизнь.
Когда-то давно Тиль Райнерс (Аксель Штайн) играл в рок-группе и мечтал о музыкальной славе. Теперь у него скучная работа в банке, ипотечный кредит, маленький ребенок и жена, которая подозрительно много времени проводит на работе для женщины, которая почти ничего не зарабатывает. Счастьем в жизни мужчины даже не пахнет, но он тянет свою лямку и даже не позволяет себе пить. Однажды к Тилю в банк обращается за кредитом подозрительный парень с бандитскими татуировками, который называет себя Наппо (Мориц Бляйбтрой). Когда Райнерс ему отказывает, Наппо на следующий день заявляется в банк с пистолетом, забирает все деньги из кассы и прихватывает Тиля в качестве водителя-заложника. Казалось бы, у этой пары нет ничего общего. Но чем больше времени они проводят вместе, тем лучшими друзьями они становятся.
Сколько мы уже видели комедий о занудах средних лет, у которых вновь просыпается вкус к жизни, когда они влипают в криминальную переделку? Не сосчитать. И прошлогодняя немецкая комедия «Не мой день», которая в России чудесным образом обрела в названии американское ругательство «Факап», ничем не отличается от ее американских, российских и европейских аналогов.
Знакомые шутки, знакомые ситуации, знакомые сюжетные повороты… И, конечно, типичные для второсортных фарсов неправдоподобные события. Вроде сцены, в которой главный герой в середине фильма возвращается домой, находит в своей постели голого мужика, осыпает оскорблениями, как ему кажется, спрятавшуюся в ванной жену и сбегает из дома, чтобы направить свою ярость в криминальную аферу с Наппо. Тиль не знает, что в ванной прячется не его жена, а ее подруга, которая использует чужой дом как любовное гнездышко. Женщина же даже не пытается объясниться.
Что ей мешает? Очевидно, сценаристы, которым нужно отправить разъяренного Тиля в Амстердам и заставить его на время забыть обо всех своих принципах. Никаким здравым смыслом поведение Ины не объяснить. Равно как и, например, готовность Наппо в первой половине фильма возить с собой Тиля, хотя клерк представляет для него опасную обузу. Если бандит не хочет его убивать и не хочет, чтобы Тиль описал похитителя полиции, то почему бы его связать «банкира» и не бросить его в укромном месте, где Райнерса если и найдут, то после того, как Наппо сбежит из страны? Но сценарный замысел требует, чтобы клерк и бандит сроднились, проведя вместе целый день, и потому Наппо рискует свободой, а зрителям приходится отключать голову, чтобы смотреть «Факап» и не задумываться обо всех его несуразностях.
Справедливости ради надо сказать, что сценарных несуразностей в картине не так уж много. Ее главные проблемы – затянутость (два часа для такого кино многовато), разбросанность и медленный старт. Проходит почти полчаса, прежде чем «Факап» вспоминает, что рекламируется как комедия, и в фильме начинает происходить нечто забавное. Зато после этого забавное случается регулярно – особенно когда Тиль решает, что пора снова начать пить, и принимается бузить, как отпускники в Египте.
Правда, шутки в картине все больше оскорбляют разные народы («Чехи умеют делать шлюх, они не умеют делать машины!»), но про русских в «Факапе» ничего не говорят, а из-за оскорблений чехов, голландцев, албанцев и прочих пусть обижаются в соответствующих странах. Прочий юмор фильма крутится вокруг отношений мужчин и женщин (как и у Тиля, у Наппо проблемы с его «бабой»), вокруг недотепистости Наппо как преступника (зато он круто дерется!) и вокруг неожиданной полезности Тиля в криминальных делах, и Бляйбтрой и Штайн оказываются неплохим комедийным дуэтом. Хотя до мастеров жанра им далеко, они достаточно обаятельны, а их приключения достаточно увлекательны, чтобы дотащить «Факап» до твердой «тройки».