Проходной, хоть и не лишённый обаяния триллер о происхождении термина «стокгольмский синдром»
Преступник Ларс Нистрём (Итан Хоук) врывается с оружием в главный стокгольмский банк Kreditbanken и оперативно берёт его сотрудников в заложники. Швед с американским акцентом и импозантным видом ведёт себя довольно специфично, да и требования выдвигает своеобразные: сначала требует вытащить для него из тюрьмы подельника (Марк Стронг), а для безопасного выхода из банка просит вполне конкретную машину — «Форд Мустанг», как у Стива МакКуина в «Детективе Буллите». В условиях полицейской засады захваченные сотрудники банка, особенно стойкая девушка Бьянка (Нуми Рапас), начинают чувствовать странную близость по отношению к захватчикам — именно благодаря этому случаю в психологии вскоре появится термин «стокгольмский синдром».
Фильм под лаконичным названием «Стокгольм» (к которому у нас мастерски приписали фирменное локализаторское «Однажды в…») на самом деле, конечно, должен называться «Стокгольмский синдром». Не только потому, что он рассказывает историю появления термина, но и потому, что симптоматика самого психологического расстройства идеально описывает сам фильм: во времена, когда принято деконструировать криминальную романтику и пробираться вглубь ментальных расстройств, картина Роберта Будро встаёт в позицию человека с этим самым «стокгольмским синдромом». Смотрит на грабителей банка как на героев непонятых, незлобных и в целом очень симпатичных.
И это вполне могло сойти за решение концептуальное, этакое полное слияние автора и текста, взгляд на злополучный синдром изнутри, со стороны его непосредственной жертвы. Но для того, чтобы всерьёз говорить о «намеренном» выборе позиции, в «Однажды в Стокгольме» слишком мало непосредственной работы с содержанием. Со своей по-хорошему дикой и очень богатой на возможности историей он обращается максимально нейтрально — действие тут будто течёт само по себе, без всякого включения автора (не считая, пожалуй, рамочных флешфорвардов, намекающих, что грабители всё-таки и правда были клёвыми ребятами).
Эта абсолютная режиссёрская апатия мешает «Стокгольму» стать чем-то большим, нежели скучным пересказом интересных в целом событий. С таким простором для выразительности особенно обидно, что фильм будто боится сделать лишний акцент, надавить на комизм или трагизм ситуации (а лучше и на то, и на другое). Он предпочитает оставаться в сторонке и надеяться, что действие как-то само вдруг станет интересным и весёлым, не мешает, но и не особо помогает сухому материалу делать своё дело. И местами его отстранённый подход оправдывается: занятная сюжетика и яркие перформансы Итана Хоука, Нуми Рапас и Марка Стронга нет-нет да и перевешивают кинематографическую серость.
Особенно старается первый, играющий тут зачинщика всей авантюры — рецидивиста Яна-Эрика Олссона, которому в фильме поменяли имя на Ларс Нистрём. Он такой хаотичный нейтрал, жертва обстоятельств, который никому, в общем, зла не желает, но просто не знает, как жить иначе. Хоук очень точен во всех эмоциональных перепадах и комичных истериках, которые у другого актёра вполне могли бы выглядеть избыточными и чересчур условными.
С 27 июня в кино.