Триллеру «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы только-только исполнилось 25 лет, а Джуду Лоу сегодня — 52!
Экранизация романа Патриции Хайсмит будоражила современников и довольно быстро вписала себя в историю кино на рубеже веков. К юбилею фильма и дню рождения актёра вспоминаем главные черты и достоинства триллера, ставшего современной классикой.
Учтивое обращение с первоисточником
Мингелла адаптировал роман Хайсмит 1955 года с пиететом к букве авторки и одновременно определённым стремлением к эволюции. Спустя больше 40 лет после выхода книги история социопата-вуайериста-маньяка Тома Рипли (Мэтт Дэймон) требовала переосмысления в духе времени. По сюжету финансово неблагополучного героя принимают за выпускника престижного Принстона — старого приятеля обаятельного джентльмена Дики Гринлифа (Джуд Лоу). Родители Дики просят Тома убедить их мажора-сына вернуться в Штаты. Рипли попадает в мир роскоши и вскоре начинает выдавать себя за Дики.
Фильм добавил материалу Хайсмит большего эротизма и одурманивающего вожделения богатой жизни, главным представителем которой является Дики. Экранный Рипли поначалу предстаёт всего лишь невинным мошенником, который в Италии преображается до неузнаваемости. Оттенять Рипли призваны и два нововведенных персонажа, Мередит (Кейт Бланшетт) и Питер (Джек Дэвенпорт) — близкие друзья Тома, отсутствующие в романе. Мингелла, несомненно, уважает версию Хайсмит, но расширяет пространство романа, что позволяет назвать картину незаурядным образцом качественной экранизации.
Том Рипли — эталонный антигерой
На месте Рипли в той или иной степени был каждый (минус криминальная составляющая). Мингелла взвешенно фиксирует все градации одержимости Тома: от неловкого скромника до эксперта по перевоплощениям и хладнокровного самозванца, избегающего наказания; от ставших культовыми элементов гардероба в виде неоново-зелёных плавок до орудий убийства (знаменитого весла и бюста). Ни одной минуты из хронометража не потрачено режиссёром впустую, каждая становится деталью портрета-пазла. Рипли извивается в любых обстоятельствах, издевается над зрительским терпением, заставляет задерживать дыхание, ненавидеть и одновременно поддерживать антигероя во всех смертоносных начинаниях.
Нигилизм и вызов Голливуду на пороге Миллениума
Подобно Хайсмит, Мингелла под внешним лоском бульварного триллера отыскал в «Рипли» глубину, мрак и гипнотизирующий психологизм. Фильм непроизвольно стал участником элитного клуба «выпускников» 1999 года в кинематографе («Матрица», «Бойцовский клуб»): вторя соседям по прокату, картина сначала вобрала в себя весь XX век (с помощью отсылок к Альфреду Хичкоку с Лукино Висконти), а потом разрушила его, глядя с надеждой на век XXI. «Рипли» — чрезвычайно зрительская и при этом подчёркнуто удручающая картина о трагедии расчеловечивания.
«Ты не знаешь, что такое любовь», — ставит диагноз Тому на закрывающих титрах джазовый стандарт Чета Бейкера. Для Голливуда, вступающего в развязный и пугающий миллениум, «Рипли» был сравни камешку в ботинке или жуткому интеллигенту-сталкеру, портящему рождественское веселье. Впрочем, сразу после выхода общественность удалось переубедить: индустрия, критики и аудитория поддержали кино, оно окупило бюджет, став коммерчески успешным, а также было номинировано на пять «Оскаров». Кроме категории «лучший фильм», к которой академики оказались элементарно не готовы.
Актёрский состав…
На момент релиза Дэймон считался в Голливуде за своего благодаря «Умнице Уиллу Хантингу» и сценарному «Оскару» на пару с Беном Афлеком. Том Рипли — вершина карьеры актёра; роль, которая идеально подходит его амплуа соседского парня и одновременно выходит за рамки. Гвинет Пэлтроу, только что получившая статуэтку за «Влюблённого Шекспира», вызывает редкое сострадание в роли обманутой Мардж, столкнувшейся лицом к лицу с абсолютным злом. Незабываемый Сеймур Хоффман крадёт внимание пятиминутным появлением в образе дотошного Фредди Майлза, друга Дики, моментально раскусившего замысел Рипли. Состав фильма — ансамблевая и кастинговая удача, повторить которую сегодня вряд ли возможно.
…и особенно Джуд Лоу
Настоящей звездой, родившейся в фильме, по праву можно назвать Лоу. Гринлиф — поверхностный прожигатель жизни — в исполнении актёра предстаёт недостижимым идеалом, вскрывающим в сознании Рипли самые потаённые желания. Лоу вспоминал, что подумывал отказаться от роли из-за стереотипного восприятия окружающих: ему хотелось, чтобы его воспринимали и как серьёзного драматического актёра, а не только смазливого красавчика. К счастью, британец передумал, был вознаграждён моментальной славой и первой «оскаровской» номинацией.
Жизнь в смерть в Венеции
Рим и Венеция — открытые, вечные города, без которых Рипли бы не состоялся. Антураж и локации дополняют образ персонажа, переулки и узкие улицы сдавливают воздух в лёгких, выбивают почву из-под ног, заставляют сжиматься в кресле. За умиротворяющие и роковые пейзажи отвечают прибрежный Позитано, а также острова Искья и Прочида. Благодаря Италии Мингелла раскрывает весь потенциал триллера — не как жанра, а как общего зрительского ощущения. Из потерянного рая здесь сразу предлагают пройти в не менее красочный, параноидальный ад, покинуть который уже невозможно.