Не обязательно смотреть «Южный парк» или читать биографию Курта Кобейна, чтобы знать простой рефрен: наркотики – это плохо. Однако для множества фильмов нелегальные вещества просто необходимы
Так что же делать актерам? «Бахаться» прямо на площадке – это очень по-станиславски, но велик риск заменить слова из сценария бессвязным потоком сознания. На помощь приходят ребята (и девчата тоже) из отдела по реквизиту: эти мастера знают крутые рецепты, так что экранный стафф будет выглядеть для зрителя как настоящий. Итак, все, что вы хотели знать об экранных наркотиках, но боялись спросить!
Сигареты
Никотин – легализованный стимулятор, вызывающий вполне преодолимую физическую зависимость. Чего не скажешь о зависимости психологической, в целом достаточно въедливой. Не каждому улыбается стать после съемок заядлым курильщиком, да и лишний урон легким – кому оно надо? На случай, если персонаж актера дымит как паровоз, существуют специальные травяные сигареты: они дают дым (порой очень вонючий), но не содержат никотина и смол, о которых заботливо предупреждает Минздрав.
Правда, травяные сигареты – штука относительно новая. До 90-х актеры курили настоящий табак и в ус не дули. Вот что говорит мастер по реквизиту Джефф Бутчер: «Раньше все как было… Звонишь в табачную компанию и говоришь: “Я снимаю кино, и мне нужны сигареты”, и тебе присылают ящик. Помню, для съемок “Таинственного поезда” нам прислали огромный ящик Silk Cut – мы его всей съемочной группой курили».
Теперь же у актеров есть свобода выбора, и некурящие могут рассчитывать на безвредную альтернативу (говоря по чести, относительно безвредную: вдыхание любого дыма несет определенный урон легочным альвеолам). Например, Лиам Нисон (в прошлом заядлый курильщик) на съемках «Воздушного маршала» курил ромашковый чай, которые ему вручную скручивали специально обученные люди.
Марихуана
До недавнего времени марихуана в США была вне закона, а в 80-е – и того хуже. К тому же ни один режиссер не хочет, чтобы его актеров «размазало» на половину съемочного дня. Поэтому спецам по реквизиту приходилось изобретать рецепты для замены каннабиса, а остальное уже зависело от мастерства задействованных в картине исполнителей.
В «Клубе “Завтрак”» в качестве начинки для джойнтов использовалось орегано: актеры не жаловались, а вот сам фильм подарил миру одну из самых неправдоподобных сцен в истории кинематографа.
В «Добро пожаловать в Зомбиленд» Катрина Райс, как и многие ее коллеги, прибегла к травяным сигаретам.
А уже упомянутый специалист по реквизиту Джефф Бутчер в вопросах травы всегда полагается на компанию International Oddities, которая продает специальные гибридные шишки. Выглядят они как самая настоящая дурь, но не содержат ТГК, так что никого из актеров не «вынесет на измену» и не сморит на часок-другой. Именно такой продукт использовали в фильме «На расстоянии любви»: «Там была сцена, где Дрю Берримор и Джастин Лонг курят бонг, – вспоминает Бутчер. – Мой самый необычный опыт от использования продукции International Oddities… Я лично целый час курил бонг с их шишками, проверяя, чтобы все выглядело и дымилось, как настоящая трава. А потом я узнаю, что после съемок эпизода Дрю уверяла, что была под кайфом. И режиссер был уверен, что ее “накрыло”. Лично я так и не понял, что произошло… В смысле я этот стафф целый час курил – и никакого эффекта, ну разве что голова чуток кружилась. Но это нормально – после часовой покурки от чего угодно голова закружится».
Самое интересное, что гибриды от International Oddities «сыграли» роль убойной травищи в фильме «Ананасовый экспресс». Сет Роген уже давно известен как главный защитник марихуаны и регулярно дает спичи о безвредности и рекреационной пользе этого растения. Да и на съемочной площадке Сет пыхает без стеснения: Джозеф Гордон-Левитт, снимавшийся с Рогеном в «Рождестве», прилюдно сдал коллегу в шоу Джимми Киммела. А в «Зак и Мири снимают порно» Сет «дул» столько, что даже Кевин Смит не выдержал и решил попробовать, чем таким его актер дымит каждый съемочный день. «Чувак сделал мне лучший подарок за последние пять лет» – так впоследствии описывал режиссер свой первый марихуановый опыт.
Тем не менее зачастую реквизит бывает вполне натуральный. Один из самых известных примеров – «Красота по-американски». По словам Сэма Мэндеса, в одной из сцен укуренный Кевин Спейси смотрит в камеру и начинает неконтролируемо хихикать, ожидая, что режиссер заорет: «Сняяяято!» Мэндес же сделал с точностью до наоборот: «Это была самая настоящая магия, так что я продолжал снимать».
Героин
Выкурить сигаретку ради роли – это еще ладно, но ни один известный актер не согласится пускать по вене героин (да и вообще что бы то ни было). Поэтому здесь на помощь приходят мастера по спецэффектам и наши старые знакомые из реквизитного отдела.
Прежде всего, нужно точно знать, как выглядит наркотик: Джефф Бутчер лично приобретал героин, чтобы можно было сравнить субстанции. Его коллега Эрик Черипка для съемок «Американского гангстера» вместо зловещего опиата использовал маннитол – осмотический диуретик, широко применяющийся в фармакологии для выведения из организма жидкости.
А вот Гордону Фитцджералду на съемках «На игле» пришлось повозиться. Чтобы реалистично воссоздать сцену инъекции, Фитцджералд объединился с командой по спецэффектам: в искусственную руку заливалась покрашенная в красный жидкость, после чего в нее втыкался шприц, внутри которого были вода и краска. Поршень шприца поднимался вверх, и красная жидкость из искусственной руки смешивалась с жидкостью внутри шприца, воссоздавая героиновый ритуал смешения крови с ширевом перед «вмазкой».
В последнее время за искусственный героин все реже отвечают реквизитчики. Современные возможности позволяют использовать пустые шприцы, а жидкости любого цвета и плотности добавляются уже на стадии постпродакшена.
Кокаин
Рецепты для замены этого наркотика менялись с течением времени. Когда-то пальму первенства держали пищевая сода и сухое молоко. Аль Пачино в «Лице со шрамом» и вовсе пришлось вдыхать детское слабительное, которое, по словам актера, серьезно повредило ему носоглотку.
Джефф Бутчер в своей работе более аккуратен: «Нужно всегда помнить о диете и аллергии актера и подобных вещах». Сам мастер по реквизиту в качестве кокаина предпочитает инозитол, иначе говоря, витамин B. «Он дает небольшой прилив энергии, это ведь витамин», – поясняет Джефф. Именно это вещество использовалось на съемках «Рестлера», заставив понервничать Микки Рурка, который с коксом знаком не понаслышке. «Вы уверены, что это не кокаин? – спрашивал Рурк мастера по реквизиту. – Я отчетливо ощущаю некоторый эффект».
У Джоны Хилла в «Волке с Уолл-стрит» эффект от реквизитного кокаина был не столь бодрящий. «Я нанюхался столько этой дряни, что у меня начался бронхит! Мои легкие были наполнены порошком, и я болел месяц или полтора. Но не поймите меня неправильно: я бы снова согласился это сделать. В смысле, это же фильм Скорсезе!»
Эрик Черипка же пытается уберечь актеров от такой участи. Он подбирает субстанцию, максимально похожую на настоящий наркотик, но не заставляет исполнителей вдыхать ее. Чтобы все выглядело достоверно, Эрик разработал специальную соломинку, «которая засасывает порошок, но тот застревает в специальной камере и не проходит дальше в нос».
Алкоголь
С алкоголем редко возникают проблемы, так как его очень просто заменить. Обычная вода идеально подходит вместо водки, чай «играет» роль виски, а если его насытить газом, то сойдет и за пиво. Иногда используют слабоалкогольное пиво: вкус остается, но можно не переживать за запоротые дубли.
Использование в кино настоящего алкоголя частенько приводит к проблемам. На съемках «Аризонской мечты» наш старый знакомый Бутчер принес Джонни Деппу холодный чай в рюмке: в этой сцене персонажу Деппа предстояло распить Jack Daniels. Актер улыбнулся и попросил «специальный чай», намекая на настоящий виски. Бутчер просьбу исполнил, и 11 рюмок спустя Джонни пришлось выносить с площадки: самостоятельно стоять (и даже сидеть) Депп уже не мог.
То ли дело Билли Боб Торнтон! Во время съемок «Плохого Санты» для максимальной достоверности он напивался в стельку, под стать своему протагонисту Уилли. «Я привык играть по-настоящему экстремальных персонажей, – объясняет Билли Боб. – И даже если речь идет о комедии и нужно сыграть пьющего персонажа, нельзя в это время быть “вроде как пьяным”. Это неправильно. Нужно быть убранным в кашевары, чтобы полностью все передать на камеру».
Как видите, у каждого свой подход. В одних лентах без реквизита никуда, например, в сериале «Во все тяжкие», где вместо метамфетамина использовали мастику (теперь вы знаете секретный рецепт мистера Уайта). А где-то актеры могут и сами справиться. Скажем, Шайа ЛаБаф очень серьезно относится к своему ремеслу, и на съемках «Опасной иллюзии» для одной из сцен скушал ЛСД и ни о чем не жалеет. Главное, помните, что на экране – это одно, а в жизни все совсем по-другому. Вы же не ждете, что во время первого поцелуя с небес польется песня Sway от Bic Runga. С бухлом, сигаретами, алкоголем и, ясное дело, с вещами покрепче та же самая история.