В реальной жизни дураков не любит никто – от них проблем только и жди. Иное дело кинокомедии: чем недоумковатей выглядит персонаж, тем милей он аудитории
По американским меркам приехавший из Казахстана журналист Борат Сагдиев – полный кретин: он фотографируется в женском купальнике и гадит средь бела дня на газон, таскает в чемодане живую курицу и приглашает проституток на свидания, лезет целоваться ко всем встречным мужчинам, пытается доказать феминисткам, что «у женщины мозг, как у белки», и рыдает над секс-пленкой Памелы Андерсон: он мечтал на ней жениться, а она оказалась распутницей! «Шутки» Сагдиева про то, что он спит со своей тещей, вызывают у всех кислые мины, а непринужденные оправдания в духе «в моей страна все так поступать» демонстрируют его культурную отсталость, граничащую со слабоумием. Но в том-то и дело, что «Борат» – мокьюментари, то есть чистой воды розыгрыш в духе старой доброй «скрытой камеры». И простые американские граждане, с которыми забавный усач то и дело сталкивается по ходу сюжета, оказываются по итогу ничуть не лучше собеседника: они воспринимают его всерьез и активно симпатизируют его воинственному сексизму, антисемитизму, гомофобии, расизму и другим вещам, которым поддакивать в приличном обществе не принято. Наивный дурачок в мятом костюме, сыгранный еврейско-британским комиком Сашей Бэроном Коэном, становится мил зрителю уже потому, что раз за разом умудряется выставить своих собеседников дураками: американцы, соглашавшиеся на видеоинтервью с эксцентричным иностранцем, знать не знают, что их потом покажут на всю страну, и потому «базар» не «фильтруют». Если же не углубляться в анализ, скажем просто: волосатый мужик в бикини – это смешно при любой погоде.
Два калиброванных кретина, Гарри и Ллойд (Джефф Дэниелс и Джим Керри), ведут очень насыщенную и интересную жизнь – играют в дурацкие игры, швыряются деньгами, торгуют дохлыми попугаями, кормят бандитов крысиным ядом, поят полицейских своей мочой, а на благотворительный вечер являются в костюмах таких вырвиглазных расцветок, что хочется перекреститься. Если список этих славных дел, на ваш взгляд, еще не является однозначным диагнозом, просто посмотрите на прически главных героев. Пробрало? То-то же. К слову говоря, костюмы «под Гарри и Ллойда», над которыми первое время зрители ржали до одури, с годами обрели нешуточную популярность в обществе и стали на американских вечеринках вполне «мейнстримным» делом. А про постаревших придурков двадцать лет спустя братья Фаррелли сняли сиквел. И очень даже неплохой.
Если задуматься, толстяк Алан (Зак Галифианакис) в «Мальчишнике» персонаж не главный, но что ключевой – это уж точно: именно его безответственные действия становятся катализатором всех событий знаменитого комедийного мегахита Тодда Филлипса. Придурочный шурин, перед свадьбой упросивший жениха и его друзей взять его с собой Вегас, фраппирует всех непередаваемой смесью инфантильности и заносчивости, а также тягой к наркотикам и женщинам пенсионного возраста. В сиквелах он подтвердит реноме неизлечимого придурка соответствующими действиями: снова крупно напортачит с наркотическими веществами, побреет голову, будет снимать сэлфи на похоронах, умудрится разжиться где-то живым жирафом и нечаянно его угробит, и т.д. В результате всех этих приключений у Алана появится подруга, на фоне которой даже его идиотизм померкнет. Страшно подумать, на что будут способны их отпрыски.
Лесли Нильсен потратил несколько десятков лет, пытаясь утвердиться в амплуа серьезного актера, и лишь на склоне лет обнаружил, что его настоящий конек – это комедийные роли. Кретиноватый лос-анджелесский лейтенант Фрэнк Дребин из трилогии Дэвида Цукера «Голый пистолет», не теряющий бодрости в любых передрягах, стал эталоном недалекого и напрочь некомпетентного полицейского, умудряющегося решать проблемы с помощью присущей ему «женской интуиции», но причиняющего при этом разрушений не меньше, чем пользы. Став любимцем публики в 80-е, Нильсен с годами «дорос» до роли сначала суперагента, а потом и американского президента, по умственному складу мало чем отличающихся от Дребина. Из всех этих ролей проглядывает хорошо знакомый образ глупого лейтенанта, мнящего себя последней надеждой отечества, но удивляться не приходится: история знает немало реальных неадекватов, сумевших сделать головокружительную карьеру не меньших масштабов. Самоуверенный старичок в костюме, без устали сверкающий своей седой харизмой, еще далеко не худший из них.
Брик Тэмлэнд (Стив Карелл) с Четвертого канала Сан-Диего – не главный персонаж комедии «Телеведущий», он всего лишь передает прогноз погоды, однако рядом с ним даже быдловатая звезда эфира Рик Бургунди выглядит Эйнштейном. Вероятно, необходимость постоянно трепать перед камерой языком усугубила диагноз Брика, не стесняющегося признаваться на людях: «Мой ай-кью равняется 48, это то, что называют слабоумием». Брику ничего не стоит потеряться в собственном городе, он периодически признается в любви неодушевленным предметам вроде ламп и ковров, пихает майонез в тостер, путается в днях недели и может ни с того ни с сего заявить: «На мне сегодня две пары брюк», да и вообще 99% всего, что он изрекает, смахивает на бред сумасшедшего. Собственно, даже его имя означает по-английски «кирпич» – и это тот случай, когда родителей не в чем обвинить: кажется, они заранее чуяли, что из него вырастет, и всего лишь хотели предупредить об этом окружающих.
Когда вся семья МакКаллистеров улетела на праздники в Париж, по недосмотру забыв дома 8-летнего Кевина (Маколей Калкин), ему могло бы прийтись туго – ведь о случившемся пронюхали бандиты. Но истеричный Гарри и злобный Мерв (Джо Пеши и Дэниел Стерн), к счастью, оказались настолько тупыми и самонадеянными, планируя свое ограбление, что мальчику удалось на этом отлично сыграть: в подарок на Рождество незадачливые взломщики получили от него кучу шишек, порезов, выбитые зубы и ожоги. В сиквеле сбежавшие из тюрьмы подельники свою глупость только подтвердили, решив сгоряча взять реванш – с ожидаемым, впрочем, результатом. Мерву и Гарри нельзя отказать в харизме – они получились очень комичными злодеями, злость которых даже можно в чем-то понять, но умный человек все же охотиться на ребенка не станет, даже если тот сам далеко не подарок. Так что, простите, ребята, поделом.
Как и «Борат» с «Голым пистолетом», «Мистер Бин» вырос из популярного телешоу – полнометражная версия британского сериала успех начинания только закрепила, и комик Роуэн Аткинсон подошел к роли нарциссичного дурачка, которому невозможно доверить ни одно серьезное дело, уже хорошо подготовленным. Его Бин пуглив, застенчив и наивен – он, по сути, просто ребенок во взрослом теле, испортивший по глупости дорогую картину, и все его приключения, показанные в ленте, – не что иное, как типичные попытки нашкодившего пацана исправить содеянное, пока не пришли взрослые и не устроили взбучку. Он и исправляет, но своеобразно, в меру своих ограниченных умственных способностей. Брежневские брови, выпученные глаза, вечно принюхивающийся нос и неизменно серьезная мина, а также речевой запас, которого хватает только на то, чтобы пробормотать собственное имя, обеспечили Бину популярность в массах: вероятно, многие зрители узнали в нем себя в детстве. Впоследствии появился и сиквел, после которого Аткинсон сказал, что с Бином заканчивает, поскольку не хочет выглядеть слишком уж глупо. Но слова не сдержал и снова появился в этом образе на открытии Олимпиады 2012 года, а кроме того, продолжил изображать дурака во франшизе «Агент Джонни Инглиш», герой которой совсем недалеко ушел от мистера Бина. Так что как знать, может, и триквел еще сладится?
Изначально суперагент из 60-х Остин Пауэрс был просто фриком под стать своему времени, но криогенная заморозка, в которой британцу пришлось провести 30 лет, серьезно повредила его серое вещество. Теперь, размороженный ради поимки суперзлодея Доктора Зло, Остин становится фриком в квадрате: он носит камзол, произносит все свои мысли вслух, никогда не чистит зубы, увивается за юбками, кривляется и сыплет несмешными шутками. В общем, редкий кретин, однако, похоже, чтобы справиться с не менее опереточным Злом, вознамерившимся взорвать землю изнутри, именно такой человек и нужен. Трилогия об Остине Пауэрсе сделала карьеру Майку Майерсу, но она же ее в итоге и похоронила: комика все настолько привыкли видеть в одном и том же ретроамплуа, что просто перестали предлагать ему другие роли. В последние годы Майерс пытается запустить в работу мюзикл, посвященный молодым годам своего суперагента (пока без особо успеха); также параллельно анонсирован трехмерный квадриквел. Никаких дат пока не объявлено, но, если по итогу все сложится, Пауэрс еще повоюет.
Стиву Мартину всегда удавались недалекие персонажи (один инспектор Жак Клузо из «Розовой Пантеры» чего стоит), что естественно, если учесть, что его кинодебют состоялся в ленте Карла Райнера с говорящим названием «Придурок». Центральный персонаж Нэйвин настолько глуп, что до средних лет не подозревает, что он приемный сын (хотя живет в черной семье). Решив отправиться в Сент-Луис за лучшей жизнью, но будучи совершенно не подготовленным к самостоятельной жизни, он набивает много шишек, прежде чем достигнуть успеха – а придя к нему, не знает, что с этим делать. Без сомнения, Нэйвин настоящий юродивый дурак (даже собаку его зовут хозяину под стать – Идиот), но у него доброе сердце, что в итоге и определяет, на чьей стороны симпатии зрителей. Сценарий ленты, к слову, сочинил сам Мартин, так что своего героя он выписал с любовью – а сыграл его так хорошо, что провинциальному недотепе грех не посочувствовать. Несмотря на явное желание авторов утопить аудиторию в гэгах, есть в фильме и своеобразная мораль: большой город и не таких парней ломал, а все же, если ты человек хороший, все у тебя в итоге будет хорошо.
Название этой французской комедии правильнее было бы перевести как «Заткнись!» – именно так предпочитает обращаться Жан Рено к герою Жерара Депардье. На то есть основания: Депардье, загремевший вместе с Рено на нары, играет ужасно болтливого грабителя Квентина, которого бог наделил молодецкой силушкой, да не снабдил мозгами. Терпеть слабоумного и очень приставучего сокамерника не может никто, кроме хладнокровного киллера Руби, которому вообще на все плевать. Квентин расценивает отсутствие конфликтов с ним как доказательство возникшей дружбы – очень этому обрадовавшись, он прилипает к Руби как банный лист, следует за ним из тюрьмы в психушку, а потом организовывает для них обоих побег. Нужно ли говорить, что даже на воле попытки матерого преступника отделаться от назойливого «друга» ни к чему не ведут, так что Руби потихоньку начинает терять самообладание. Но дальнейшие события показывают, что и дурак может быть полезен, а беззаветно преданный дурак может даже спасти тебе жизнь; главное – не плевать в колодец. Одна из лучших ролей «позднего» Депардье.
В пародийной комедии Кинена Айвори Уайанса придурками являются чуть ли не все персонажи: они постоянно несут чушь, совершают нелогичные поступки, укуриваются в хлам и мрут как мухи от рук неизвестного убийцы. Но в расследовании всей этой каши занят совсем уже полный дебил – полицейский по имени Дуффи Гилмор (Дэйв Шеридан), прозванный коллегами «головоногим». Он везде таскается с девчачьим рюкзаком, корчит слабоумные рожи, роняет сопли, какается в штаны, не стесняется делиться с окружающими своими сексуальными переживаниями, а в свободные часы онанирует с помощью пылесоса. По итогу, однако, Дуффи оказывается хитрее всех, наглядно доказывая, что судить о людях по внешности – последнее дело, можно и самому остаться в дураках.
В семье, конечно, не без урода, вот и в Полицейской академии далеко не все курсанты могут похвастать большим умом – например, бывший главарь банды Зед (арестованный во второй части и решивший присоединиться к силам правопорядка в триквеле) ведет себя как полный психопат: лопает бананы вместе со шкурками, издевается над инвалидами, использует антиперспиранты для освежения дыхания – при этом он воинствующий вегетарианец и не может без слез смотреть фильмы про любовь. Под присмотром закона Зед проходит большой путь к исправлению, хотя даже в стенах академии не перестает чудить: пугает людей ради развлечения, среди ночи будит других курсантов пением под перкуссию, бьет себя током и кайфует от слезоточивого газа, а от его истерических воплей (иначе он разговаривать не умеет) двери вылетают из петель – в общем, панк он и есть панк. Но все заканчивается хорошо: Зед, блестяще сыгранный комиком Бобкэтом Голдтуэйтом, обзаводится новыми друзьями, получает полицейский значок, отличается на службе, а в квадриквеле находит еще и любовь. Можно, оказывается, быть чокнутым на всю голову, но при этом считаться неплохим парнем – доказано Зедом.
Не Голливудом единым: когда дело касается киногеничных кретинов, России тоже есть чем похвастать. В перечне российских киноидиотов прочно держит первое место безымянный солдат, сыгранный художником Сергеем Пахомовым в трэш-ленте «Зеленый слоник». Загремевший на гауптвахту и томимый скукой деревенский дурак набивается в друзья к суровому сокамернику (молодой Владимир Епифанцев), называет «братишкой», без устали «развлекает» его дурацкими историями о своих сексуальных похождениях и прочей чепухой. Зрителю смешно, сокамернику не очень – он дает Пахомову прозвище «поехавший» и даже пытается бить, но тот не затыкается. Итог печален: посидев какое-то время в замкнутом пространстве с прилипчивым идиотом (который ко всему прочему оказывается еще и копрофагом) и хлебнув издевательств тюремного начальства, «братишка» сам слетает с катушек и устраивает кровавую вакханалию, досмотреть которую не у каждого хватит сил. Снятый на примитивную камеру и смонтированный кое-как «Зеленый слоник», судя по словам авторов, не задумывался комедией, а скорее должен был напугать и смутить зрителя, но Пахомов дал стране такого угля, что его диалоги с Епифанцевым по итогу были растащены на цитаты и демотиваторы, а сам он превратился в массовом сознании в эталон жизнерадостного дебила, даже в ожидании смертной казни готового развлекать всех желающих прибаутками. Что и сказать, не всякому дураку выпадает такая слава, но если Пахомов ею с удовольствием пользуется, то ставший звездой Епифанцев от «Слоника» всячески открещивается. Чисто по-человечески понять можно обоих.