6 марта свой 75-летний юбилей справляет американский режиссер Роб Райнер, мастер простых и сердечных человеческих историй, способный растрогать любого, даже самого большого скептика в зрительном зале. В то же время Райнер — по-настоящему мультижанровый кинематографист, свободно перемещающийся между миром реальным и вымышленным: о судьбах сбежавших принцесс он рассказывает так же проникновенно, как и о жизнях подростков из неблагополучных семей. Фильмы о юности — грустные и смешные — всегда были лучшей частью творчества Райнера: вспомнили лучшие из фильмографии режиссера.
Ностальгия была и остается одним из главных инструментов в режиссерском арсенале Роба Райнера. В подростковой мелодраме «Привет, Джули» кинематографист вновь обращается к своей излюбленной теме и раскрывает ее в рамках простого и крайне незатейливого сюжета. Действие картины разворачивается в конце пятидесятых годов. Главные герои — юные Брайс Лоски и Джули Бейкер. Как это обычно бывает у подростков, двое мечутся между любовью и ненавистью по отношению друг к другу, однако в конце концов — находят взаимопонимание. «Привет, Джули!» определенно не тянет на новый «Останься со мной» — фильму для этого банально не хватает глубины и надлома. И тем не менее, он выгодно выделяется на фоне большинства заезженных ромкомов нашего времени, в первую очередь, за счет максимально искренней и непосредственной актерской игры.
«Быть Чарли» — без сомнения, один из самых личных фильмов Роба Райнера. История посвящена богатому голливудскому повесе (Ник Робинсон), который страдает от главной чумы шоу-бизнеса — наркозависимости. Большую часть времени Чарли проходит бесконечные курсы реабилитации, пока, наконец, не встречает ту самую, единственную. Примечательно, что соавтором сценария ленты выступил Ник Райнер, сын Роба Райнера. Из-за этой маленькой, но важной связи в фильме начинают всплывать новые подтексты, а отношения Чарли с его родителями — гиперзаботливой матерью и дистанцированным отцом — определенно имеют связь с реальным жизненным опытом. Как ни странно, лучшие моменты «Быть Чарли» связаны с семьей, а не с любовной линией, которая мало отличима от стандартных романтических зарисовок в кино.
Взяв за основу одно из самых сильных произведений Стивена Кинга — малоизвестную повесть «Тело», Роб Райнер создал атмосферную, местами забавную, бесконечно тревожную и пронзительную историю взросления, которая найдет отклик у зрителей абсолютно всех поколений. В одном из интервью режиссер признался, что полуавтобиографический сюжет «короля ужасов» в свое время нашел отражение и в нем самом. Тем не менее Райнер сделал все возможное, чтобы наполнить «Останься со мной» ностальгией по своему собственную детству сильно не отрываясь от оригинала. Возможно, в мире есть куда более серьезные и куда более глубокие coming-of-age фильмы. Однако для тех, кто рос в 80-х и 90-х, «Останься со мной» всегда будет занимать особое место в сердце.
«Верняк» — одна из немногих секс-комедий 80-х годов, которая выглядит по-настоящему тонкой и романтичной. В то время, когда большая часть индустрии была сосредоточена на производстве фильмов о пустоголовых, вечно хихикающих и ужасно развратных подростках, Райнер неожиданно уходит в сантименты и снимает совершенно невинную мелодраму о двух шестнадцатилетках, кочующих по берегу знойной Калифорнии. В кинематографической вселенной Райнера старшеклассники далеко не всегда оказываются в заложниках у собственных гормонов, иногда им просто нравится думать головой. И, как ни странно, такая осознанность и учтивость может быть по-своему прекрасна.
«Когда Гарри встретил Салли» в свое время установил стандарт для всех романтических комедий конца двадцатого века. По сути, это история о людях, которые сопротивляются своей любви до самого конца. Они знакомятся, будучи выпускниками колледжа, вместе отправляются в Нью-Йорк, где начинают новую жизнь. На протяжении последующих двенадцати лет они встречаются снова и снова, становятся настоящими друзьями, пока в какой-то момент случайный секс не разрушает хрупкие, неопределенные отношения. «Когда Гарри встретил Салли» еще один, особенно личный фильм Роба Райнера, основанный на его дружбе с ныне покойной сценаристкой и постановщицей Норой Эфрон. Это во всех смыслах абсолютно самобытная мелодрама, наполненная яркими «вудиалленовскими» репликами, неловким юмором и большой любовью к жизни.
Сложно поверить в то, что фэнтези, основанное на одноименном романе Уильяма Голдмана, станет настоящей классикой прошлого века. Еще сложнее принять тот факт, что ленту снял никто иной, как Роб Райнер — человек, который всеми правдами и неправдами избегал любого рода условностей в кино, создавал миры куда более человечные, чем те, что окружают нас. Тем не менее жанр фэнтези внезапно поднял Райнера на новую высоту: режиссер мастерски сочетает элементы романтической комедии с… традиционной сказкой? При этом «Принцесса-невеста» умудряется обыгрывать все мало-мальски известные штампы на тему «И жили они долго и счастливо…», призывая зрителей, если не поверить в эту историю, то хотя бы искренне проникнуться ей.
Режиссерский дебют Роба Райнера не то чтобы как-то переосмыслил жанр мокьюментари, однако определенно закрепил за ним комедийный формат. Действие фильма «Это — Spinal Tap!» разворачиваются вокруг британской панк-группы, которая отправляется в первый за шесть лет своего существования тур по США. По мере развития событий главные герои принимают одно бессмысленно решение за другим и повсеместно погружаются в неразбавленный сатирический хаос, пародируя нетленные семидесятые, знаменитых рок-музыкантов и саму жизнь. Выпущенный на заре восьмидесятых «Это — Spinal Tap!», конечно, во многом обогнал свое время и долго пылился на полке непонятых шедевров. К счастью, картина все же получила должное признание и любовь зрителей.