Драма Тодда Хейнса о злых корпорациях, добрых юристах и отравленных сковородках.
1998 год, Огайо. В офис к корпоративному адвокату Роберту Билотту (Марк Руффало) врываются два разгневанных фермера с потрёпанной коробкой, наполненной десятками кассет. Они утверждают, что DuPont, одна из самых больших химических компаний в стране, устроила свалку отходов возле их паркерсбургской фермы. С неохотой Билотт отправляется к реднекам, чтобы проверить обстановку, и становится свидетелем ужасной картины. По окрестности — могилы коров, от химикатов в воде, кажется, даже камни побелели, а потом ещё и нахлёстывают мрачные флешбэки со здешними детишками и их чёрными зубами. Адвокат, который вроде бы должен сотрудничать с корпорациями, начинает собственное расследование и готовится выступить против DuPont.
Для юридической драмы о многолетних и порой не шибко интересных тяжбах с гигантской корпорацией талант Тодда Хейнса пришёлся как нельзя кстати. Не уходя в разъяснение запутанных схем и не перенося все подробности бумажных волокит, как, например, делали авторы «В центре внимания» (хотя там это и было оправданно концептом), он пытается найти баланс между рассказом о судьбе маленького человека и воспроизведением реальных событий, которым лучше было бы оставаться на страницах The New York Times Magazine. Его приглушённые давящие цвета и особое внимание к простым персонажам делают эту историю интимнее, эмоциональнее обычного.
Хейнс умудряется усложнить даже довольно стандартный типаж Марка Руффало (причём стандартный как для кинематографа в целом, так и для самого актёра, привыкшего играть честных парней в пиджачках). Его герой, честный американский гражданин, выступающий против всего плохого и за всё хорошее, приезжает к фермерам лишь потому, что они знакомы с его бабушкой из Паркерсбурга. Но и после шокирующих подробностей он ищет способ оправдать компанию, свести случай к частности, а не к общему. И хотя далее Хейнс фокусируется на самом процессе восстановления справедливости, его интерес к фигуре Билотта исчерпываться не собирается. Постепенно перебрасывающий зрителя от 1998-го до 2015-го, фильм запечатлевает растущее безумие персонажа и его отдаление от семьи.
«Тёмным водам» как триллеру для создания напряжения хватило бы одной лишь постановки проблемы: ни государство, ни корпорации не заинтересованы в безопасности человека, поэтому его жизнь находится в его собственных руках. Но всё- таки не этими простыми, но гнетущими идеями и уж тем более не шок-контентом с трупами коров и фотографиями мёртвых и больных детей Хейнс пытается воздействовать на публику. Пугает здесь скорее то, как обычный адвокат и наивный семьянин, свято верящий в неравнодушных магнатов, увидев настоящее лицо бизнеса и индустрии, становится параноиком. Обезумевший Билотт проверяет своего новорождённого ребёнка на предмет заболеваний, выкидывает из дома все сковородки, потому что они могут вызвать рак, и со страхом заводит машину после очередного разбирательства с DuPont, подозревая, что ему подложили бомбу.
Возможно, это не та история, которую Хейнс может раскрыть в полной мере. Ему мешают рамки, обязательство чётко следовать документам и постоянно прерываться на судебные дела, построение обвинения и прочие формальности. «Тёмные воды» — кино, безусловно, талантливое, но из-за своего следования конвенциональным жанровым шаблонам не способное удивить в полной мере. Хотя избавиться от сковородок, возможно, и вынудит.