Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

15 лучших фильмов о летающих китайцах

У каждого народа есть свои мифы и фольклор, есть они и у китайцев, у которых даже есть свое название для этого жанра в литературе и кино – «уся», историко-героическое фэнтези о храбрых воинах, распутывающих коварные заговоры

Добавить в закладки
Полеты во сне и наяву

Масштабный трехчасовой эпик, который первую половину прикидывается мистической страшилкой, затем выруливает на тропинку героической драмы, а к финалу превращается в буддистскую притчу о просветлении и расплате за грехи. Это основополагающее кино сразу по многим параметрам, и хотя для современного зрителя оно может показаться чересчур медлительным и неторопливым, но прочувствовать красоту операторской работы и выверенность монтажа можно и сейчас. Поставивший фильм тайванец Кинг Ху к этому моменту уже считался талантливым режиссером, но после «Прикосновения дзен» (которое он снимал аж три года) вышел в обойму лучших кинематографистов своего времени, а сам фильм получил награду Каннского фестиваля за техническое совершенство (при том, что до Канн он добрался спустя четыре года после выхода, только в 1975 году) и номинировался на «Золотую пальмовую ветвь».

До того как Джон Ву обрел мировое признание с гангстерскими боевиками «Светлое будущее», «Наемный убийца» и «Круто сваренные», он пробовал себя в разных жанрах и стилистиках. Так, в его фильмографии множество комедий, включая «Смешные времена» – оммаж Чарли Чаплину, в которой также есть сцена комического танго, возможно, скопированная из «12 стульев» Марка Захарова! Но сейчас о серьезном – уся-боевике «Последний салют рыцарству», с которым Ву расписался в любви к мрачным историям о молчаливых меченосцах, чести и настоящей мужской дружбе. В глобальном смысле в картине нет ничего уникального – наоборот, она вполне типична для уся-фильмов конца 70-х, но при этом превосходно поставлена и разыграна и дает вполне исчерпывающее представление о уся-картинах своего времени.

Пик популярности «уся» в Азии пришелся на конец 70-х – одно время в Гонконге каждую неделю выходило по новому фильму о героических странствующих меченосцах. К началу 80-х жанр начал сдавать позиции, а в 1983 году стараниями Джеки Чана и Саммо Хунга умами зрителей уже окончательно завладело более легковесное комедийно-трюковое кино. «Дуэль до смерти» ситуацию не изменила, но застолбила за собой звание одного из величайших «последних» уся-фильмов своей эпохи – и открыла для мира режиссера Чинга Сиу-Тунга, в прошлом экшен-хореографа и актера (он, например, играл одну из главных ролей в кунгфу-боевике «Время костоломов»), с «Дуэлью до смерти» дебютировавшего в режиссуре. Сюжетно картина не представляет собой ничего особенного (это история дуэли между мастерами меча из Японии и Китая), но визуально это настоящий праздник, с безумными фехтовальными поединками, воинами, летающими на воздушных змеях, огромной «ходячей» конструкцией из людей и девушкой-ниндзя, пытающейся смутить своей наготой соперника-монаха.

Фильм-компаньон «Дуэли до смерти», вышедший в гонконгский прокат менее чем через месяц после нее и предложивший немного другой взгляд на жанр «героического» уся, более игривый и не такой серьезный. В картине рассказывается о приключениях молодого солдата-дезертира, который попадает в волшебную страну внутри гигантской горы, где силы добра пытаются остановить злобного Кровавого Демона. Снявший картину Цуй Харк уже тогда тяготел к спецэффектному, масштабному кино, и в «Зу» визуал подавляет сюжет, что по нашим временам минус – спецэффекты фильма сейчас смотрятся в высшей степени архаично. Однако это не делает картину менее увлекательной и, конечно же, значимой – в 1983 году «Воины с Волшебной горы» номинировались на пять наград гонконгской киноакадемии (включая лучший фильм и лучшую постановку экшена), а в 2001 году Цуй Харк еще раз вернулся в этот мир то ли сиквелом, то ли ремейком «Воины Зу».

Герои двух предыдущих картин в нашей подборке, Чинг Сиу-Тунг и Цуй Харк, объединили усилия в работе над «Китайской историей о призраках» (первый выступил режиссером, а второй – продюсером) и создали, возможно, лучший уся-фильм в истории гонконгского кино. Актер и певец Лесли Чун играет здесь юного школяра, который во время своего путешествия в столицу сталкивается с прекрасным привидением в исполнении Джой Вонг – они влюбляются друг в друга, но кровожадная «хозяйка» девушки требует крови. Нежный, романтичный, захватывающий, по-хорошему безумный – любые хвалебные эпитеты «Китайской истории о призраках» не будут чрезмерными (а какая здесь музыка!), благо что своим успехом фильм запустил новый тренд, а Джой Вонг построила полноценную карьеру на одних лишь ролях влюбчивых призраков. У фильма было два сиквела – не таких удачных, но тоже весьма ярких, а в 2011 году вышел ремейк.

«Меченосец», экранизация популярного уся-романа Луиса Ча, должен был возродить упавший интерес к жанру героического фэнтези. Уже упоминавшийся выше Цуй Харк решил доверить фильм Кингу Ху, создателю «Прикосновения дзен», к тому времени сильно сдавшему, но в процессе понял, что с живым классиком не сработается, и, галантно обозначив Ху единственным режиссером в титрах, привлек к досъемкам аж пятерых других постановщиков, включая Чинга Сиу-Тунга и собственно себя. Лента в итоге получилась скомканной и невнятной, а выбор комика Сэма Хуи на главную роль оказался не очень правильным, но коммерческим хитом «Меченосец» все-таки стал, открыв дверь новой волне уся-фильмов, куда более удачных. В том числе двум сиквелам, первый из которых, с Джетом Ли в заглавной роли, считается в трилогии лучшим.

«Таверна дракона» – классическая история, впервые перенесенная на экран еще Кингом Ху в 1967 году. Действие фильма разворачивается в пустынной таверне, где собирается несколько человек, среди которых есть правительственные агенты и повстанцы, планирующие освободить плененных наследников свергнутой династии. Картина 1967 года считается неоспоримой классикой жанра, но мы бы рекомендовали ознакомиться с ее ремейком 1992 года, снятым в более современном стиле – с черным юмором, изобретательными фехтовальными поединками и Донни Йеном в роли главного злодея. В 2011 году вышел еще один ремейк, «Летающие мечи врат дракона», но он, несмотря на Джета Ли и Чжоу Сюн в главных ролях, постановку Цуй Харка и 3D, все-таки послабее предшественников.

Классический уся-роман «Любовь беловласой девы» Ляна Юшена неоднократно переносился на экраны – как малые, так и большие, но основополагающим считается фильм Ронни Ю 1993 года, в котором главные роли исполнили Лесли Чун и Бриджит Лин. Ю значительно отошел от текста книги, чтобы добавить в картину еще больше романтики, и это принесло ему любовь зрителей и признание критиков – фильм получил тайваньскую награду Golden Horse за лучший сценарий, а в родном Гонконге удостоился призов за лучшую работу оператора, художника и художника по костюмам. В этом же году вышел более слабый сиквел – с теми же актерами, но другим режиссером. Роман же с тех пор еще неоднократно экранизировался – последняя версия датируется прошлым годом, называется «Беловласая ведьма Лунного королевства» и снята в 3D.

И снова Цуй Харк, и снова шедевр. Невероятно изящная, нежная и эротичная киноверсия старинной китайской легенды о сестрах-змеях – Белой и Зеленой, которые спускаются в мир людей, чтобы познать человеческие чувства. Белая змея влюбляется в смертного, а Зеленая, как ни силится, не может ничего почувствовать. Прошлые экранизации этого сюжета выводили в центр событий любовь Белой змеи (Джои Вонг), но Цуй Харк предпочел опереться на роман Лилиан Ли, в котором раскрыта трагедия ее сестры (Мэгги Чун). Фильм ошеломляет блистательно красивым визуалом и пленительным саундтреком, но в самом Гонконге «Зеленая змея» вышла уже на излете популярности тренда и большого коммерческого успеха не снискала.

Если Цуй Харк со своей «Зеленой змеей» припозднился, то Вонг Кар-Вай с «Прахом времен» безнадежно опоздал. Вонг начал работу над своим фильмом-долгостроем еще в начале 90-х, когда уся снова вошло в моду благодаря «Меченосцу», но съемки растянулись на несколько лет – постановщик несколько раз их приостанавливал, во время одного из перерывов сняв свой эпохальный «Чунгкингский экспресс» (по словам самого Кар-Вая, чтобы «очистить голову»), а во время другого – спродюсировав комедию «Стреляющие по орлам героев», пародирующую роман Луиса Ча, на котором основан «Прах времен». Так что неудивительно, что финальный результат вышел путаным и неровным – критики разделились на два противоборствующих лагеря, а зрители картину и вовсе преимущественно проигнорировали. В 2008 году Вонг выпустил обновленную версию картины с приставкой Redux – он перемонтировал фильм, сократив его на несколько минут, и озвучил его другой музыкой, хотя более внятным от этого он не стал. Тем не менее в списках самых недооцененных фильмов своего времени «Прах времен» встречается регулярно.

Легенда о Царе обезьян Сунь Укуне хорошо известна не только в Китае – роман «Путешествие на Запад» входит в четверку главных китайских книг и переносился на экраны бесчисленное множество раз. Казалось бы, выделиться в такой конкуренции невозможно, но комик Стивен Чоу и постановщик Джефф Лау это сделали, превратив легенду о Сунь Укуне в потрясающую комедию с путешествиями во времени, сильной любовной линией и неожиданно трагичным финалом. Фильм получился таким длинным, что его разделили на две части, но смотреть их надо только подряд – чтобы легкая дурашливая первая половина получила красивый драматичный финал. Два года назад Стивен Чоу вновь вернулся к Сунь Укуну, сняв еще одну замечательную трагикомедию «Путешествие на Запад: Покорение демонов», где использовал аллюзии на «Китайскую одиссею» (например, классическая песня из фильма получила в «Покорении демонов» обновленный кавер). Джефф Лау же, оставшийся за бортом, сейчас готовит официальную третью часть «Китайской одиссеи» – уже без Чоу, но с некоторыми другими актерами оригинальной дилогии.

К середине 90-х жанр уся в большом кино официально умер, перебравшись на телевидение, где уся-сериалы, наоборот, начали плодиться в усиленном темпе. Воспользовавшись наработками мастеров малого экрана, тайванец Энг Ли оставил работу в Голливуде ради того, чтобы снять в Китае масштабную уся-драму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Фильму был уготован невероятный успех за пределами Китая – на родине зрители только недоуменно пожали плечами (эка невидаль!) и вернулись к своим сериалам, а вот на Западе эта красивая романтичная история покорила многие сердца, заработав 200 миллионов долларов и четыре «Оскара». В данный момент заканчивается работа над сиквелом, который поставил как режиссер легендарный Юэнь Ву-пинПьяный мастер», «Настоящая легенда»), – правда, из актеров первого фильма в продолжении появится только Мишель Йео.

Романтизированная до полной фэнтезийности киноверсия реального эпизода в истории Китая – неудавшегося покушения на правителя царства Цинь, который впоследствии стал первым императором Китая. Потенциального убийцу играет Джет Ли – его безымянный герой является ко двору правителя с головами бунтовщиков и рассказывает им, каким образом ему удалось их победить, таким образом усыпляя бдительность жертвы. Мудрый сюжет-притча – уже большая удача, но свою славу «Герой» заработал в первую очередь благодаря невероятной мощи визуалу. Тут вам и блестящая игра с цветами, и невероятно заснятые фехтовальные поединки, и тончайший вкус во всем, что касается композиции и глубины кадра. В котором, кстати, находятся крупнейшие звезды Китая – Тони Люн, Мэгги Чун, Чжан Цзыи и Донни Йен. У нас был большой соблазн включить в эту подборку и следующий фильм Чжана Имоу, «Дом летающих кинжалов», но он создан по такому же рецепту (красивая картинка + харизматичные звезды), так что в его случае ограничимся лишь почетным упоминанием.

Ди Ренцзи – вполне реальный исторический персонаж, один из самых уважаемых чиновников династии Тан, жизнь которого обросла невероятным количеством мифов. В конце концов он стал главным героем цикла романов Роберта Ван Гулика, в которых превратился в храброго борца за справедливость, действующего в альтернативной версии Древнего Китая, где есть место магии и колдовству. В этом же виде (и с лицом популярнейшего Энди Лау) он перебрался на большие экраны в фильме «Детектив Ди и тайна призрачного огня» – еще одном блистательном уся-эпике от плодовитого Цуй Харка. Спустя три года вышел приквел «Молодой детектив Ди: Восстание морского дракона», в котором Цуй Харк вернулся к первым шагам Ди на героическом поприще, – и, что интересно, он оказался ничуть не хуже оригинала. К сожалению, несмотря на внушительные кассовые сборы дилогии (приквел заработал почти 100 миллионов, аж вдвое больше первого фильма), дальнейших планов по развитию этой киновселенной Цуй Харк пока не обозначил.

В отличие от «Детектива Ди», вторая часть которого только прибавила в сборах, создатели фэнтези-боевика «Четверка» оказались в обратной ситуации – уже первая картина заработала меньше ожиданий, а сиквел еле-еле вышел в ноль. При этом сюжет изначально был разбит на три фильма, и авторы могли либо «прикрыть лавочку» на полпути, лишив фанатов завершения истории, либо залезть в собственный карман, сняв завершение трилогии, которое явно не окупится. Так и произошло, и хотя качество картин действительно слегка снижается от фильма к фильму (видно, как у создателей постепенно проходит запал), не отметить эту трилогию мы не могли. Хотя бы потому, что это такие «Люди Икс» в древнем Китае – фэнтези-боевик о группе тайных агентов с различными суперспособностями (есть здесь и частично парализованная телепатка, и крутой воин, который в моменты ярости превращается в кровожадного зверя).

Текст: Борис Хохлов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?