Ровно два десятка лет назад в ограниченный американский прокат вышел «Помни» — фильм, благодаря которому мир узнал о таланте Кристофера Нолана, одного из важнейших режиссёров современности. Картина тогда поразила зрителей необычным подходом к повествованию: история рассказывалась задом наперёд, и неожиданный финал на самом деле был завязкой сюжета. В честь юбилея «Помни» вспоминаем другие примеры фильмов, где нарратив движется в обход привычных драматургических законов.
Фильм, с которого в полной мере стартовала карьера Гаспара Ноэ — удивительного режиссёра-провокатора, автора «Экстаза» и «Входа в пустоту». Сюжет «Необратимости» он строит ровно так же, как Нолан построил «Помни»: каждая последующая сцена здесь хронологически идёт перед той, что мы видели ранее. Вот только вместо хладнокровного детектива тут мрачный триллер, начинающийся (а на самом деле заканчивающийся) с жестокого убийства и особенно известный своей длинной однодублевой сценой изнасилования. С помощью нелинейного нарратива Ноэ показывает неординарную историю о круговороте насилия, которую можно читать в любую сторону.
Шейн Каррут, сам дипломированный физик, в 2004-м на просроченную плёнку и с минимальным бюджетом снял фильм, что позже станет хрестоматийным примером научной фантастики, в которой редкий зритель разберётся. Сюжет «Детонатора» рассказывает о двух приятелях-учёных, которые случайно изобретают машину времени: правда, работает она «не как в кино» — чтобы отправиться в прошлое, надо какое-то время физически находиться в коробке, пока время вокруг идёт вспять (в общем, почти как в нолановском же «Доводе»). Таким образом приятели собираются зарабатывать на бирже и ставках, но вскоре что-то идёт не так и сложно становится понять, где находится какая версия героев, кто здесь из прошлого, кто — из будущего. Сложно и самим персонажам, и ещё сложнее зрителю (чтобы разобраться в сюжете, фанаты «Детонатора» построили немало графиков и таблиц).
Малоизвестная комедия из Чехословакии, которая сильно опередила Кристофера Нолана в отношении инвертированного нарратива. В начале «Хеппи-энда» главного героя, мясника Бедржиха, казнят — и отсюда же начинается его история: от смерти к рождению. Название фильма — одна большая шутка: рассказчик строит повествование так, будто бы казнь была на самом деле началом жизни героя, а тем самым «счастливым концом» оказывается его рождение: попадание обратно во чрево матери. «Хеппи-энд» — крайне необычная картина, с которой стоит ознакомиться каждому, кому интересна история нелинейного нарратива в кино.
Не самый популярный фильм Дэнни Бойла, режиссёра «На игле» и «28 дней спустя», но определённо заслуживающий внимания. «Транс» — это история о сотруднике аукционного дома (его играет Джеймс МакЭвой), которого в ходе ограбления бьют по голове, после чего он теряет память. Но вот в чём загвоздка: он единственный, кто знает, где находится одна очень ценная картина, и, чтобы выудить из него информацию, грабители нанимают гипнотизёршу. Прошлое смешивается с настоящим, фантазии — с реальностью: повествование в «Трансе» закручено настолько, что до самого финала невозможно понять, где спрятана истина. Ответ вас, впрочем, не разочарует.
Несчастный человек, только что вышедший со встречи выпускников, бросается под поезд — но прежде говорит лишь одну фразу: «Я хочу вернуться назад!» После этого зрители в обратной хронологии видят то, что привело Ёнг-ху к судьбоносному решению: страшные травмы прошлого, которые раскрываются по мере того как мы деталь за деталью собираем всю истории жизни главного героя. Корейская «Мятная конфета» вышла в тот же год, что и «Помни», и, конечно, затерялась на фоне фильма Кристофера Нолана. Но всё же это очень любопытное кино, которое не менее изобретательно подходит к нарративу и умудряется превратить простую историю сломленного человека в увлекательный триллер с неожиданным концом (точнее, началом).
Адвокат приезжает в город, где случилось страшное происшествие: разбился школьный автобус и погибло 14 детей. Но в ходе общения с родителями погибших и прочими жителями городка он выясняет всё более и более мрачные подробности трагедии. «Славное будущее» — ныне малоизвестная картина Атома Эгояна, канадского режиссёра армянского происхождения. А вот в 1997-м она потрясла киносообщество, в том числе благодаря необычному повествованию, движущемуся в обратном направлении. Картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля, а сам Эгоян заработал аж две номинации на «Оскар»: за сценарий и режиссуру.
Наконец, закончим самим Ноланом. В «Доводе» время, конечно, идёт не по тем же правилам, что в «Помни», — странно было бы ожидать, что Кристофер начнёт повторяться. Но фильм похожим образом заигрывает с нелинейным повествованием: здесь главный герой узнаёт о технологии, которая может «инвертировать» человека или предметы, после чего те начнут существовать как бы в обратную сторону. Ровно посередине картина это и делает: отправляет зрителя в реверс, заставляет иначе взглянуть на все события, что до этого были непонятны. «Довод» — эффектный аттракцион и для глаз, и для мозга, действительно изобретательный блокбастер, подобных которому сейчас уже не встретишь.