Сказка о потерянном времени в волшебном тумане.
В онлайн-кинотеатрах можно посмотреть «Сквозь время» – фантастический фильм режиссера «Эбигейл» Александра Богуславского про путешествия во времени и муки выбора между советским прошлым и капиталистическим настоящим. Продираемся через бурю референсов в попытке разобраться, зачем это кино существует.
Гений, миллиардер, плейбой и никоим образом не филантроп Итан Блэйк (Виктор Добронравов) мчит в неизвестность на супертехнологичном самолете с новым источником энергии квантаниумом под капотом. В испытательном полете импозантного бородача сопровождают брат Джейкоб (Егор Корешков) и Ева (Валерия Шкирандо) – интернет-дива, не расстающаяся со смартфоном. В 80-х отец братьев, профессор Генри Блейк (Егор Бероев), укатил в командировку, из которой так и не вернулся. Эта история ожесточила Итана, из-за чего мальчик вырос классическим эгоистичным техномагнатом. Система управления полетом дает сбой, автопилот сажает воздушное судно на не отмеченный на картах остров, пассажиры теряют сознание и запас квантаниума. Итан отправляется на поиски капсулы с источником энергии и обнаруживает исследовательский комплекс, окутанный загадочным туманом, из которого то и дело выскакивают то ученые в ретро-форме, то футуристические беспилотники. Братья Блэйк пытаются вызвать помощь и разобраться, что происходит на туманном острове с реющим на самом видном месте красным флагом.
Традиция экранизировать иностранную литературу уходит корнями в раннее советское кино. Артур Конан Дойл, Марк Твен, Александр Дюма и Даниель Дефо – список авторов, попавших в руки отечественных режиссеров, можно продолжать долго. Почти все экранизации зарубежных классиков стали событиями и вошли в золотые кинофонды советских студий. Сердце нет-нет да и дрогнет, когда Виталий Соломин и Василий Ливанов обращаются друг к другу «мистер». В отличие от подобных экранизаций, служивших для отечественного зрителя окошком в другой мир, «Сквозь время» Александра Богуславского, снятый по оригинальному сценарию группы авторов, – лестница в российский подвал для зрителя иностранного. Герои фильма говорят по-английски (на реплики наложен неестественный русский дубляж), выглядят как стоковые фотографии абстрактных американцев и действуют в соответствии со сценарными шаблонами проходного сай-фая нулевых.
Как всегда фактурный Виктор Добронравов банально позирует, периодически произнося требуемые ситуацией фразы. Остальные персонажи выступают в роли статистов, в нужный момент то поднимающих пистолет, то погибающих, чтобы герой извлек из случившейся трагедии УРОК. И, конечно, перед каждым действием статисты проговорят, почему все происходит именно так, ведь без подобных подсказок зритель, очевидно, не уловит тонкостей сюжета о перемещениях во времени. Никакого эмоционального отклика драматические изменения, через которые проходят Итан Блэйк и его партнеры по несчастью, не вызывают. «Сквозь время» вообще скуп на эмоции, но назвать его просто безэмоциональным фильмом язык не повернется – это Скайнет во вселенной, где эмоции вне закона.
«Сквозь время» изо всех сил хочет то ли быть экспортным товаром, то ли сойти за продукт, попавший в наши широты по параллельному импорту. Но больше всего фильм Александра Богуславского похож на случайно найденную коробку путешественника во времени, из которой торчит папка с всевозможными референсами: тут и «Остаться в живых», и «Железный человек», и «Остров сокровищ», и «Человек-паук» Марка Уэбба, и даже «Довод». Содержимое коробки авторы с энтузиазмом перевели в цифровой формат и загрузили в нейросеть, получив на выходе усредненный сюжет про перемещения во времени с пресным героем, натужной романтической линией и обязательной моралью в банальном хеппи-энде. Вот только, когда путешественник во времени вернулся с вопросом «Не видели коробку с надписью “В утиль”?», было уже поздно.