![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Не только безнадежно скучно снятый хоррор, но еще и экранизация, полностью утратившая все тонкости и смыслы оригинальной книги. «Мобильник» – долгострой, которому лучше было бы оставаться нереализованной мечтой
Не только безнадежно скучно снятый хоррор, но еще и экранизация, полностью утратившая все тонкости и смыслы оригинальной книги. «Мобильник» – долгострой, которому лучше было бы оставаться нереализованной мечтой.
Делающий пересадку в аэропорту Бостона художник Клейтон Риддел становится свидетелем ужасающего происшествия: внезапно, как по команде, все люди, разговаривавшие по мобильнику, превратились в бездушные машины для убийства. Вместе с несколькими выжившими Клею удается спрятаться в тоннеле метро, но долго сидеть взаперти не вариант – коллапс обслуживания тоннеля непременно приведет к затоплению, да и сердце у Риддела не на месте, нужно узнать, живы ли его жена и сын. Позвонить родным нет никакой возможности, остается одно – добираться до дома через толпы превратившихся в зомби американцев. Прихватив с собой нескольких смельчаков, Клейтон отправляется на помощь сыну.
Кинематографическая судьба произведений Стивена Кинга весьма противоречива. При том, что его книги переносились на большой экран и трансформировалась в телесериалы несколько десятков раз, по-настоящему удачные экранизации можно пересчитать по пальцам, да и их качество скорее вызывает вопросы, чем принимается безоговорочно (да-да, первое место «Побега из Шоушенка» в топах кинопорталов выглядит, мягко говоря, сомнительно). И тем не менее каждый новый фильм по мотивам книг «короля ужасов» ожидается с большим интересом – уж больно колоритен автор, хорош его слог и привычно жанровое качество его литературы.
Вышедший в 2007 году хоррор «1408» не то чтобы удивил, но оставил приятное впечатление, в первую очередь игрой Джона Кьюсака и Сэмюэла Л. Джексона. Первый, как редко с ним случается в последнее время, крайне ловко вписался в образ самодовольного разоблачителя мистификаций, столкнувшегося со своими потаенными страхами, второй, наоборот, как обычно, кратким своим участием придал ленте веса и таинственной мрачности. Удачная смесь ингредиентов, из которой получился добротный коктейль, выдерживающий не только первый, но и повторные приемы. Пересматривать «1408» можно, но захотите ли вы посмотреть другой ужастик с теми же актерами, основанный на очередной книжке Кинга? Не спешите с ответом. Все не так очевидно.
Кьюсак и Джексон, окрыленные внезапным успехом их совместной работы под крылом у Микаэля Хофстрема, решили продолжить сотрудничество с Кингом и в качестве цели постановки выбрали роман «Мобильник». Да вот беда – производство фильма затянулось на непозволительные пять лет. Возможно, другая тема от этой задержки не пострадала бы, а вот фобии, связанные с повсеместным распространением сотовой связи, уже давно прошли свой пик, а значит, и фильм, основанный на страхе перед новым средством связи, утратил свою актуальность. Сегодня боязнь мобильников выглядит так же нелепо, как опасения в адрес двигателя внутреннего сгорания, авиаперелетов и использования компьютеров. Страх нового «хорош» на самом старте, чтобы пробудить ужасу к тому, что стало обыденностью и незаметной рутиной, нужны способы посильнее тех, что использованы в фильме.
Но постановщик «Мобильника» Тод Уильямс об этом почему-то не подумал. В его представлении совершенно не важно, отчего люди становятся неуправляемой массой, главное – снять свои варианты «Дороги», «Ходячих мертвецов», «Дитя человеческого» и прочих популярных антиутопий, как будто их на экранах недостаток. Создается впечатление, что Уильямс совершенно не понял, о чем писал Кинг. Книга посвящена страху перед технологией, которая захлестнула мир с небывалой скоростью, в ней большое значение уделяется изучению повадок нового человечества, и в этом была необычная для Кинга едкая сатира в адрес современного человека, чье общество распалось на мелкие соты (прямой перевод названия книги – Cell). Взамен общечеловеческому пришли индивидуальные потребности, которые новые объединяющие средства связи лишь усугубляют.
Все это прошло мимо ушей Уильямса, из книги он вынес одно – телефоны гудят, люди сходят с ума, зомби убивают, все бегут, но не могут спастись. Можно ли таким зрелищем удивить насмотренного зрителя? Конечно, нет. Ничего нового в фильме вы не увидите, «Мобильник» – простенькое зрелище, достойное разве что телепроката, в нем нет достойной драматической нити для актеров, нет простора и необходимости для спецэффектов, нет стремления привлечь зрителя нетривиальными мыслями. Это всего лишь компот из чужих визуальных идей, в котором вяло варятся неплохие, в общем-то, актеры.
Впрочем, подлинные фанаты Кинга не должны расстраиваться – они всегда готовы к тому, что из их любимых книг на экране ничего не получается. Остается надеяться на будущее. Проектов впереди много, и даже по закону больших чисел можно ожидать, что в скором времени нас ждет лента уровня «Керри» или «Зеленой мили». Держим пальцы крестиком в направлении «Темной башни», а «Мобильник» – черт с ним! В конце концов уже наступила эпоха смартфонов, умных часов и очков, а простые мобильники заняли место на полке рядом с пейджерами – посмотреть и забыть.
С 7 июля в кино.