Те, кто вроде бы только что посмотрел "Не пойман - не вор" /Inside Man/ (2006), придя на "Хаос" /Chaos/ (2005), сначала обалдеют, потом возмутятся, потом начнут кайфовать от самих себя, все познающих в сравнении, потом просто задремлют, но в конце концов на секундочку - вот не знаю, что произойдет. Все дело в том, как им покажется финал. Финал либо спасет общее впечатление, либо возмутит еще больше. У меня спас, проснулась.
Но смотревшие Спайка Ли по-любому имеют бонус при просмотре Тони Джилио. Еще лучше, если они столь же недавно видели "16 кварталов" /16 Blocks/ (2005) и "Огненную стену" /Firewall/ (2006). "Хаос" – такой же клон этих боевичков под эгидой "Не пойман - не вор", как мульт "Большое путешествие" /Wild, The/ (2006) – клон "В поисках Немо" /Finding Nemo/ (2003) под эгидой "Мадагаскара" /Madagascar/ (2005).
У Спайка Ли в Нью-Йорке захвачен Манхэттенский трастовый банк, у Тони Джилио в Сиэтле – Америкэн Глобал. У Спайка Ли глава бандитов – белый (Клайв Оуэн), а пара переговорщиков – черные, причем первый из них (Дэнзел Вашингтон) – на пороге увольнения. У Тони Джилио глава бандитов – черный (Уэсли Снайпс), а пара переговорщиков – белые, причем первый из них (Джейсон Стэтэм) уже был временно уволен. Заложников и там, и там заставляют в таких же ракурсах лечь на пол, затем сдать мобильники, при штурме – бежать на улицу. Грабители и там, и там смешиваются с толпой. В "Хаосе" на первый взгляд тоже ничего не украдено. Просто у Спайка Ли возник мутный владелец банка, а у Джилио – не менее мутный Саудовский принц. И если Спайк работал на гениальном переодевании, Джилио дает компьютерное хакерство, и тут эстафету перенимает уже "Огненная стена". Ситуация с хакерством – один в один. А "16 кварталов" пойдут, когда будут погони и перестрелки – схожа манера съемки – и когда станет ясно, что действие происходит в течение одного дня. Это, кстати, самая сильная натяжка, потому что не могли они побывать там, там, там, сделать то, то, то да еще трижды за день пообедать в итальянских ресторанах. Но и Брюс Уиллис за два часа не мог пролезть по шестнадцати кварталам, как жучок в лабиринте, а все равно пролез.
Так или иначе, вряд ли Джилио сознательно воровал у коллег. Он делал свое, а влился в "одно и то же" лишь потому, что в Голливуде сегодня – унификация, как в "МакДональдсе". Если появились комиксы, снятые под копирку, почему бы такой же "копирки" не достичь наконец полицейскому жанру? Эффект тот же, что при чтении "разных" романов Донцовой или Доценко. В случае с "Хаосом" эффект еще и в том, что унификация наглядно объяснила, чем очень хороший режиссер отличается от не очень хорошего. У Спайка Ли не могло быть такого, чтобы бандиты вышли из банка вместе с заложниками вообще без проблем. Он это дело учитывает и решает, а Джилио бросает на произвол судьбы. Или чтобы начальник спецназа в момент начала штурма не подчинился приказу остановиться: "Заткнись. Это мой выход". Да с него бы в тот же момент сорвали погоны: система у нас и у них – отнюдь не "Дикий Запад", памятью о котором Джилио снимает с себя ответственность. У Спайка Ли работающие профи сняты на уровне профи, без пауз и комментариев. В "Хаосе" Стэтэм позволяет себе без намека на юмор отдельно рассуждать про бандитов: "Да, это высокий уровень работы", хотя за заложников полиция берется только после того, как они разбежались. Вопросы к мобильной связи, уровню организации и непрофессионализму полиции Сиэтла возникают то тут, то там, зато в кадре долго без намека на юмор молодого напарника (Райан Филипп) учат, как обращаться с магнитофоном: "Тут – пленка, тут – перемотка. Прошу, ничего не сломай". В зале смех над таким разговором. И вообще там, где Спайк Ли обходился двумя намеками, оставляя на долю публики быстро соображать, Джилио делает 22 разъяснения и сильно тормозит.
Вот эта тормознутость и есть главное отличие очень хорошего режиссера от совсем даже не очень. Артавазд Пелешян когда-то сравнивал гениальность композитора Прокофьева и не-гениальность режиссера Эйзенштейна: "Прокофьев в Ледовом побоище убрал уже лишние такты, а Эйзенштейн кадры не убрал". Тормознутостью отмечены пафосные диалоги Стэтэма с Райаном Филиппом о героическом папе, о смысле службы в полиции, да и отношения с женщинами. В зале тем временем можно поесть и выпить. На "Не пойман - не вор" сидели с раскрытым ртом, соображая, что допросы заложников идут много позже, чем основное действие, а бабы возникали лишь для юмора и сатиры. В целом видно, что в режиссерской табели о рангах Джилио уступает Ли ровно те 14 пунктов, на которые моложе его годами. Одному уже только смотреть и слушать, другому – учиться, учиться и учиться. Он еще не умеет объяснять то, что нужно, а в объяснениях, чего совсем не нужно, не может остановиться. При всем том мальчик небезнадежен, и это тоже видно не только в самом конце. По молодости "Хаос" намного жестче, чем все, кого он клонировал. Кровь вместо смеха – не последняя замена.
Ярче всех выглядит Уэсли Снайпс, особенно когда появляется в широкополой черной шляпе. Белки глаз и белые зубы на ее фоне смотрятся очень стильно. Джейсон Стэтэм и Райан Филипп убедительны не в диалогах, а именно как пара. Суть в том, что в реальной жизни у них разница в возрасте всего два года, а на экране – все 22. Без грима. Мелкие эпизоды с мотоциклами и машинами, с тем, как стреляют ружья и пистолеты, сняты грамотно и красиво. Детектив в принципе нормальный, только чуточку устаревший. Однако при всей режиссерской некондиции сценарная "устарелость" в конце концов обернется очень даже тем, что надо (на мой взгляд). В качестве сценариста Джилио сильней себя и не слабей Спайка Ли. Просто если Спайк ставит на жизнь, то он – все еще на жанр. У него, тем не менее, получается. Ведь главный кайф детектива – догадаться раньше всех, чтобы тебя не сделали. "Хаос" сделал меня как минимум два раза. Да, в самом-самом конце, да, уже после того, как по сути я догадалась, зато как сделал, а? Там все принципиально иначе, чем в "Не пойман - не вор", и очень даже есть, о чем порассуждать, в том числе за жизнь.
К сожалению, только с теми, кто только что сидел рядом.