Любая уважающая себя компания приветствует преданность своих сотрудников, однако по странному стечению обстоятельств наибольшего успеха в карьерном росте зачастую добиваются те, кто без тени сомнения принимает новые вызовы и делает шаги, на которые не решаются более осторожные коллеги. Сегодня мы расскажем о человеке, занимавшем ведущие посты едва не в половине студий-мейджоров и выступившем «крестным» нескольких феноменальных по смелости франшиз, без которых представить мировое кино сегодня уже просто невозможно.
Для тех, кто время от времени читает истории основания кинокомпаний, давно не является секретом тот факт, что почти все большие проекты вырастают из устремлений одного увлеченного человека. На этот раз нашим героем станет именно такой человек – Лоренцо Ди Бонавентура, знаменитый американский продюсер и талантливый руководитель, основатель собственной продюсерской компании Di Bonaventura Pictures. Впрочем, достижения Ди Бонавентуры до самостоятельного полета не менее интересны, а потому оглянемся в прошлое, чтобы оценить масштаб этой безусловно знаменательной личности.
Лоренцо родился в 1957 году в Нью-Йорке. Непривычное для американца имя досталось ему от отца, итальянца по происхождению, одаренного музыканта, дирижера симфонического оркестра. Родители Лоренцо не только привили сыну отличный художественный вкус, но и настояли на учебе в престижном Гарварде, где младший Ди Бонавентура обучился основам ведения бизнеса. Финансы и маркетинг настолько увлекли молодого человека, что именно их он и выбрал для более глубокого изучения, а вот воспитание в семье, увлеченной искусством, стало причиной выбора места работы – Лоренцо Ди Бонавентура решил связать свое будущее с кинобизнесом. В 1986 году в возрасте 29 лет Лоренцо вступил в должность управляющего отделом маркетинга и дистрибуции компании Columbia Pictures, а уже три года спустя оказался в кресле президента. В 80-х деятельность Columbia Pictures была тесно связана с работой другой большой студии – Warner Bros., потому момент слияния Columbia и Sony заставил многих метнуться в сторону более предсказуемого партнера. В результате такого «переопыления» в 1989 году в WB оказался и Ди Бонавентура, причем сразу на позиции вице-президента по кинопроизводству.
Девяностые были для Warner Bros. непростым временем, слияние с империей Теда Тернера отнимало все внимание руководства студии, хотя и на кино сил хватало – начало десятилетия отмечено такими хитами, как «Славные парни», «Непрощенный», «JFC: Выстрелы в Далласе», «Беглец». И все-таки студия заметно буксовала на фоне своих конкурентов. Тут-то и вышел на первый план Лоренцо Ди Бонавентура. Его непосредственная заинтересованность позволила увидеть свет таким фильмам, как «С меня хватит!» (первоначально этот проект планировалось выпускать на ТВ), «Время убивать» и «Вам письмо», но самым смелым и рискованным ходом бойкого топ-менеджера стало партнерство с братьями (тогда еще братьями) Вачовски.
Знакомство Ди Бонавентуры и Вачовски было, как и положено в таких историях, почти случайным – Лоренцо попался на глаза сценарий, от которого отказались все, кто его видел. Он пригласил авторов на беседу и буквально влюбился в их безумный взгляд на мир. Вачовски в то время фонтанировали идеями, но совершенно не были готовы к их воплощению на бумаге, а тем более на пленке. Ди Бонавентура на свой страх и риск заключил контракт с талантливым тандемом на пять сценариев, среди которых оказался и первый черновик «Матрицы». Именно фантастический проект об Избранном Вачовски проталкивали особенно усердно, но никто тогда не верил в киберпанк, и Ди Бонавентура в том числе. Больше того, Вачовски сами хотели поставить фильм по своему сценарию, хоть и не имели никакого опыта в режиссуре. После отказа WB снимать «Матрицу» Вачовски за копейки сделали триллер «Связь», чтобы доказать свою способность сосредоточиться на материале, чем полностью обезоружили Лоренцо Ди Бонавентуру. И хотя эротический провокационный триллер не заработал больших денег в прокате, Warner Bros. взялась за работу над дорогостоящей фантастикой. Итог всем известен – 1999 год стал годом Нео.
Другим важным вкладом в финансовое благополучие WB стала борьба Лоренцо Ди Бонавентуры за права на экранизацию романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Схватка была длительной и «кровопролитной» – Warner Bros. удалось выкупить права на первые четыре книги за сравнительно скромный 1 миллион фунтов стерлингов (примерно 1,5 миллиона долларов), Роулинг же получила права на часть прибыли от проката и контроль над кастингом. Результатом оказались довольны все – Роулинг стала мультимиллионером, WB получила в свое распоряжение самую кассовую франшизу в истории кино, а Ди Бонавентура, принявший активное участие в работе над первыми тремя картинами серии, стал «крестным отцом» второго в своей карьере Избранного.
Однако не тот Лоренцо Ди Бонавентура человек, чтобы восседать на железном троне из золотых слитков, принесенных прокатом фильмов о юном волшебнике со шрамом в виде молнии. Изучивший все тонкости работы студии Ди Бонавентура решил испытать свои силы в более самостоятельном творчестве, нежели студийная система. В 2003 году Лоренцо оформил собственную продюсерскую компанию, скромно названную Di Bonaventura Pictures, но далеко от мейджоров уходить не стал, следуя своему правилу: «Если студия хочет вкладывать деньги в фильм, нельзя ей отказывать». Так Ди Бонавентура оказался под крылом третьей крупной кинокомпании – на этот раз Paramount, с ней Di Bonaventura Pictures работает и по сей день.
Первыми фильмами, получившими титр Di Bonaventura Pictures film, стали триллеры «Константин: Повелитель тьмы», «Doom» и «Цена измены». Для самого Лоренцо первый опыт стал ушатом холодной воды – новая совместная работа с Киану Ривзом в прокате провалилась, а экранизации компьютерной игры не хватило задора, кровищи и жестокости, чтобы удовлетворить многочисленных фанатов. Многих это подкосило бы, но не Ди Бонавентуру, у того уже был готов новый козырь – вместе с Майклом Бэем и Стивеном Спилбергом Di Bonaventura Pictures работала над «Трансформерами». И снова череда рекордов – в свой первый уик-энд картина стала самым кассовым не-сиквелом в истории, собрав 150 миллионов только в США, а Paramount признала, что сборы превысили плановые ровно вдвое. Совсем не удивительно, что сотрудничество Бэя и Ди Бонавентуры продолжилось на последующих фильмах о войне Десептиконов с Автоботами и примкнувшим к ним очередным Избранным.
Но не одними роботами жива Di Bonaventura Pictures. В 2007 году «Звездная пыль» представила Голливуду Мэттью Вона, будущего постановщика «Людей Икс: Первый класс», в 2009-м свет увидела еще одна ожившая игрушечная вселенная – «Бросок Кобры», основанный на солдатиках фирмы Hasbro, 2010 год отмечен боевиком «Солт» с Анджелиной Джоли в главной роли и комедийным триллером «РЭД». Прошедший 2013 год стал особенно урожайным для Di Bonaventura Pictures – начав с «Возвращения героя» с Арнольдом Шварценеггером (любопытно, что только на десятый год существования у компании появилось лого, которое впервые было продемонстрировано именно в этом фильме) и «Побочного эффекта» Стивена Содерберга, продюсерская компания Ди Бонавентуры завершила год двумя сиквелами – «РЭД 2» и «G.I. Joe: Бросок Кобры 2».
В новом году предложение Di Bonaventura Pictures составят две крупные картины, которые, с одной стороны, являются продолжением, а с другой – вполне самостоятельными лентами, рассчитывающими на индивидуальность. Совсем скоро, уже в январе, зрители увидят триллер «Джек Райан: Теория хаоса» – своеобразную перезагрузку героя шпионских боевиков Тома Клэнси, начатую еще в 1990 году «Охотой за “Красным октябрем”». Летом же нас ждет четвертое появление на большом экране Трансформеров – на этот раз Автоботов и Десептиконов пополнит отряд Диноботов, а Шайю ЛаБафа с друзьями сменит Марк Уолберг и компания. Этим фильмом Paramount планирует запустить новую роботрилогию. На последующие годы Ди Бонавентура не оставляет планов продолжить «Константина», «Солт» и «РЭД», Так что итальянскую фамилию Лоренцо мы на экране увидим еще не раз.
Самые кассовые фильмы: «Трансформеры 3: Темная сторона Луны», «Трансформеры: Месть падших», «Трансформеры».
Кассовая неудача: «Doom».