Заметно уступающая в обаянии и уровне юмора своему оригиналу новая комедия от сценаристов «Несносных боссов» способна развеселить на время, но на культовый статус предка не претендует даже отдаленно
Заметно уступающая в обаянии и уровне юмора своему оригиналу новая комедия от сценаристов «Несносных боссов» способна развеселить на время, но на культовый статус предка не претендует даже отдаленно.
Примерный семьянин и любящий, хоть и не слишком умелый отец двоих детей Расти Гризвольд год за годом проводит отпуск в отдаленной унылой хижине, которую ненавидит все остальное семейство. Стремясь сплотить семью и возродить былую страсть в отношениях с супругой, Расти намеревается совершить путешествие через всю страну на семейном мини-вэне и воплотить в жизнь тем самым свои детские воспоминания о лучших в его жизни каникулах. Дорога неблизкая, а отношения между членами семьи весьма натянутые, но совместные приключения, выпадающие на долю героев, непременно сплотят Гризвольдов.
В самом грубом приближении всех зрителей можно разделить на две категории – тех, кто ревностно относится к тому, что было сделано в прошлом, критически воспринимает ремейки и ребуты, и тех, кто постоянно жаждет разрушения авторитетов, низвергает легенды и не прочь поглумиться над классикой. «Каникулы», снятые под руководством Джона Френсиса Дейли и Джонатана Голдштейна, должны объединить и тех и других – сочетая в себе сиквел (главными героями является семья Расти Гризвольда), ремейк (новые герои едва ли не дословно повторяют путь на отдых из «Каникул» 1983 года) и ребут (картина явно задумана как новая точка отсчета для франшизы), лента призвана вернуть нас в атмосферу теплого лампового, пусть и с некоторыми колкостями и пошлостями, юмора восьмидесятых. Семейный отпуск, объединяющий всех, и героев, и зрителей! «Что могло пойти не так?» – как гласит слоган новой картины… Кое-что могло и пошло. Нам остается лишь наблюдать за падением.
Главная опасность, которая подстерегает любого рода ремейки, – это смена эпохи. Не столько внешняя, сколько внутренняя, завязанная на отношениях между людьми, на социальных и политических контактах, на уровне свободы, морали и этики. В начале 1980-х «Каникулы» были новаторской смелой работой, разбивающей комедийные оковы и поднимающей планку экранного абсурда до предела. Сегодня подобный фильм уже не выглядит свежим и оригинальным, перекормленный «Мальчишниками», «Девичниками» и прочими «Мы – Миллерами» зритель уже не покупается на грязные ругательства из детских уст, на похабные шуточки или окатывание фекалиями с ног до головы. Чтобы быть в авангарде, нужно что-то посильнее.
Но здесь авторы «Каникул» нового поколения сами себя загнали в ловушку – выбрав для картины взрослый рейтинг, сценаристы и режиссеры забуксовали где-то на границе весьма щадящего подросткового юмора, такого, от которого взрослый человек лишь ухмыльнется, но тринадцатилетки будут кататься от смеха. Но и со сравнительно простым юмором авторы явно сплоховали – их новые Гризвольды превратились из обаятельных лопухов, в которых американцы легко узнавали себя, в банальных комедийных персонажей, сосредоточение глупости, штампов и предсказуемости. «Каникулы» прошлого любили не за «пердеж» и «какашки», а за теплоту отношений внутри одной отдельно взятой непростой семьи, Гризвольдов 80-х было несложно любить.
Новые герои вполне смогли бы стать любимчиками публики, Эд Хэлмс и Кристина Эпплгейт – достаточно талантливые комедианты и актеры, умеющие придать «химии» своим экранным персонажам, но режиссеры постоянно выставляют их дураками, причем весьма неприятными. В сцене с рассказами о карте за Хелсмса просто стыдно, как и за Эпплгейт в ее студенческих приключениях. Если этим авторы хотели привязать зрителя к персонажам, то они выбрали странный способ. Тяжело временами смотреть и на мальчишек, в отличие от тех же «Миллеров», в этот раз дети действительно выглядят «ущербными».
Чуть подслащивает пилюлю второй план, где нашлось место и столпу франшизы Чеви Чейзу, и гомерически смешному Крису Хемсворту, и пугающему Норману Ридусу, и шутнику Чарли Дэю, и еще десятку актеров самого разного калибра, разбросанных, словно бисер, по всему фильму (особо выделим четверку копов на Четырех углах). Но, увы, как это часто бывает, обилие камео на втором плане превратило «Каникулы» в набор анекдотов, не всегда умело связанных между собой. И связать их вместе хорошей историей не получилось. Конечно, сюжет оригинальной картины скрепляет старым раствором и кирпичики нового фильма (сколько бы герои ни утверждали, что не понимают, о чем речь), а старые гэги по-прежнему временами работают (прощай, красотка на спорткаре), но цельности в «Каникулах» явно не хватает.
Будем честны сами с собой, предыдущие продолжения «Каникул» 1983 года не только не достигли высот оригинального фильма, но и скатились до «позорного» direct-on-video формата. На фоне последних лент работа Голдштейна и Дейли небезнадежна, но так же далека от одной из лучших в истории комедий Гарольда Рэмиса и Джона Хьюза, как далека поездка в Париж от сомнительных грязевых ванн на обочине дороги в Аризоне. Впрочем, у кого отпуск удается каждый год? Понадеемся на то, что в Европе Гризвольдам XXI века повезет больше.