Фильм-катастрофа с сюжетом не по учебнику, но при этом остающийся типичной «кинокартиной студии ТРИТЭ».
Во время тушения горящих лесов Карелии погибает один из членов группы пожарных. Готовясь к очередному рейду, инструктор команды Алексей Соколов (Константин Хабенский) принимает решение заменить недостающее звено молодым и поначалу довольно бестолковым новичком Ромой (Иван Янковский), который, ко всему прочему, является потенциальным женихом дочери Соколова Кати (Стася Милославская). Во время задания группа из шести огнеборцев попадает в эпицентр огромного, быстро распространяющегося пожара. Без инструментов, без связи, без спецсредств они должны эвакуировать целую деревню, не допустить распространения огня и по возможности вернуться на базу живыми.
Девушка небесной красоты отчаянно выбегает на взлётную полосу и останавливает только-только набирающий скорость самолёт, который тормозит буквально в сантиметре от неё. В этом эпизоде – всё, что вы хотели знать о фильме «Огонь». Здесь и ювелирная работа художников, и впечатляющее качество компьютерной графики, и смелость актёров, и безудержная фантазия сценаристов, и стремление режиссёра Алексея Нужного совместить сказку, саспенс и реалии. Удивительно, но если разбирать каждый из вышеуказанных пунктов, то везде можно найти массу косяков, но всё вместе это работает! «Огонь» получился интересной, живой, крепко сколоченной производственной драмой с элементами фантастики. То есть всем тем, чего мы ждём от студии ТРИТЭ и продюсера Леонида Верещагина, «подаривших» нам «Т-34», «Экипаж», «Движение вверх», «Легенду № 17» и другие хиты российского кинопроизводства. С пафосом в финале, российским флагом во весь экран и главным начальником, принимающим важное решение на фоне карты Российской Федерации.
Как можно из скучных теленовостей о лесных пожарах собрать интересный сюжет? Надо позвать двух талантливых людей: режиссёра Алексея Нужного и его коллегу и товарища Николая Куликова. Первый известен тем, что в 2012 году он снял короткометражку «Конверт» с Кевином Спейси, ставшую для него трамплином в успешной карьере постановщика и продюсера. Второй знает толк как в блокбастерах, так и в авторском кино. Результатом их совместной работы уже получались небанальные и успешные истории вроде драмеди «Я худею» или сериала «Толя-робот». Триггером, запустившим процесс создания «Огня», стали разговоры Нужного со своим другом пожарным-спасателем «Авиалесохраны» Игорем Осиповым (он погиб, когда Алексей заканчивал работу над фильмом). Когда режиссёр и сценарист поняли, что вырисовывается живая картина, то обратились к продюсеру Леониду Верещагину, который всё понял и быстро дал добро на съёмку большого фильма. Такова легенда, но сомневаться в её правдивости не приходится.
Сомневаться приходится в сценарии. Он выглядит как собрание завиральных баек из цикла «А вот ещё случай был…». «Вот как-то собрались мы тушить пожар и должны были отсечь огонь своим встречным взрывом. А оказалось, что то же самое решили сделать местные жители. Чуть не погибли». «Вот как-то захотел новенький член группы поговорить по радиотелефону со своей девушкой, да уронил трубку в озеро. Чуть не погибли». «Решил как-то один из наших отвезти беременную женщину на автобусе в больницу, да угодили они прямо в шквальный огонь. Рожать пришлось прямо в горящей машине. Чуть не погибли». И так далее, включая хохму в виде хора «Гагарин, я вас любила» с заменой первого космонавта на пожарного. Самое невероятное, что почти все эти истории не выдуманы, а имеют под собой правдивую основу, согласно словам создателей «Огня». Просто в фильме они сшиты не очень стройно, но можно не сомневаться, что обычный зритель этих швов не заметит.
Во многом эти нитки не видны благодаря ритму ленты, начиная с крутой экспозиции, когда нас кидают в огонь настолько неожиданно и так правдоподобно, что не успеваешь ойкнуть: «А что, так можно было?» Оказывается, можно, просто надо обладать смелостью Нужного и Куликова. При этом нам успевают показать крупные планы главных героев вахты, мы их запоминаем и дальше не будем отвлекаться. Приём универсальный и рабочий: нам будет кого жалеть и за кого переживать в предстоящих событиях. Их шестеро – это стандартная группа тушителей. Одним человеком меньше, одним человеком больше – и команду просто не выпустят на задание.
Вот командир команды в исполнении Хабенского. Выдержанный, стойкий, сметливый, только если речь не идёт о дочери Кате. Он постоянно держит во рту спичку, и это не просто привычка. Оказывается, у пожарных есть примета зажигать в руке палочку перед работой: если погаснет, не достигнув пальцев, значит, всё будет хорошо, но если обожжёт, то жди проблем. Рядом с Соколовым всегда находится Костик (Андрей Богданов), смешной улыбающийся парень, который мечтает сам стать инструктором. Далее идёт Пётр (неузнаваемый за густой бородой Виктор Добронравов): молчаливый, человек дела, настоящий патриот, автор фразы «Русский значит трезвый» (кажется, это единственная фраза Добронравова за весь фильм). Сергей (Роман Курцын) – самый простой участник команды; мало того что качок и бывший цирковой факир, так ещё и малограмотный; зато дерётся мастерски. Максим (Тихон Жизневский) не расстаётся с гитарой, сочиняет песни, но когда речь идёт о спасении людей, готов пойти на самый отчаянный поступок. И, наконец, Ромка, второй главный герой. Отталкивающий тип, в которого почему-то влюблена Катя, наглый, упёртый городской пижон, открыто глумящийся над святынями. «Зачем ты пришёл учиться на пожарного?» – «Служить, защищать», – с издёвкой заявляет Янковский. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: этот парень в исполнении Ивана Янковского претерпит существенное изменение в течение фильма, как по учебнику сценарного мастерства. Но заявлять в самом начале картины такого отталкивающего типа – такому на курсах сценарного мастерства не учат, это смелый фокус для Куликова.
Добавьте к этому набору простого диспетчера Катю, которую играет Милославская, кажущуюся второстепенным персонажем, но именно она в итоге спасёт команду и целую деревню погорельцев. Спасёт не без помощи одного из руководителей «Авиалесохраны» (или МЧС – не уточняется) Громова в исполнении Андрея Смолякова – жёсткого, но справедливого начальника. Вместе со звёздами в эпизодах получается актёрский дримтим для российского блокбастера.
А какой блокбастер без спецэффектов? Алексей Нужный и съёмочная группа во всех интервью рассказывают, как этот большой, сложный для производства фильм снимался практически без компьютерной графики. Всё-таки CGI есть, но на крупных планах актёров в глазах виден настоящий огонь, поэтому словам о том, что артисты бежали через настоящие горящие декорации, стоит доверять. Скорее всего, графика была вспомогательным инструментом, ведь нельзя же устраивать на натуре громадный пожар с дымом, поднимающимся высоко над лесом, да ещё и летом, когда даже шашлыки на природе являются преступлением.