Новый фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» потребовал от педанта-режиссера скрупулезного и точного оперирования фактами о разработке Манхэттенского проекта 1945 года и жизни его создателя Роберта Оппенгеймера. Картина основана на книге «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» Кая Берда и Мартина Шервина, поэтому достаточно точна, однако это не исключает сценарных допущений. Мы прошлись по некоторым историческим фактам и сравнили с тем, что нам показали в фильме.
Роберт Оппенгеймер пытался отравить своего наставника (но Нильс Бор там ни при чем)
Когда Роберт Оппенгеймер проходил аспирантуру в Кембридже, у него сложились трудные, почти антагонистические отношения с преподавателем-физиком Патриком Блэккетом. Будущий лауреат Нобелевской премии отличался требовательностью и постоянно сетовал, что Роберту нужно больше времени проводить в лаборатории — тот отдавал предпочтение теоретической работе, нежели экспериментальной. Все эти события его крайне нервировали, поэтому физик-теоретик впал в депрессию и стал откровенно завидовать своему одаренному руководителю. Со слов друга Оппенгеймера, Фрэнсиса Фергюссона, нервный ученик обработал яблоко токсичными химическими веществами и оставил на столе Блэккета — правда, до сих пор не ясно, чем конкретно Роберт пытался его отравить. К счастью, Блэккет не ел роковое яблоко: его вовремя кто-то убрал со стола.
В фильме история построена несколько иначе: в эпизоде потенциального «отравления» присутствует датский физик Нильс Бор, сыгранный Кеннетом Браной. Именно Бор, а не Блэккет чуть было не отведал яблоко, но Оппенгеймер вовремя фрукт отбрасывает, чтобы не сгубить уважаемого коллегу. Эпизод, по всей видимости, нужен для драматизации ситуации, а еще здесь мы понимаем, насколько Оппенгеймер дорожил Бором и уважал коллегу. Получилась нолановская выдумка, но совсем не критичная.
Немцы не преуспели в создании атомной бомбы
Сегодня не без толики тревожности люди представляют: а что было бы с миром, успей фашистская Германия разработать ядерное оружие? Предпосылки имелись серьезные: в начале 40-х немцы опережали любую страну в ядерных разработках, а физики Отто Ган и Фриц Штрассман уже смогли расщепить ядро атома урана — даже вопрос с ресурсами те могли решить, захватив урановые рудники и заводы по производству тяжелой воды на оккупированных территориях. Но постепенно, с затягиванием войны, потерями на фронтах и увеличением военных расходов, немцы все стремительнее отдалялись от урановой программы. Летом 1945 года американцы в ходе операции «Эпсилон» захватили видных немецких ученых, включая Вернера Гейзенберга. Вскоре всем стало ясно — серьезной ядерной угрозы от нацистов ожидать не стоило.
В фильме после разговора между Нильсом Бором и Робертом Оппенгеймером герой Киллиана Мерфи удовлетворяется тем фактом, что Вернер Гейзенберг и его ученые пошли неверной дорогой, оставшись далеко позади американцев в создании атомного оружия. Как полагают историки, одной из причин неудачи стал выбор нацистами в качестве замедлителя реакции не графита, а тяжелой воды.
Лос-Аламос был одним из трех городов, выбранных для Манхэттенского проекта
Центральным местом в фильме является Лос-Аламос, штат Нью-Мексико, где проходили главные работы в рамках Манхэттенского проекта. Именно там был построен городок, где проживали ученые, военные и сам Оппенгеймер. Но стоит учитывать, что дело не ограничивалось пустынями Лос-Аламоса: генерал Лесли Гроувз закрепил еще два других места, которые играли немаловажную роль в развитии проекта. В Ок-Ридже, штат Теннесси, располагалась инфраструктура с ураном, где его и обогащали, а в Хэндфорде, штат Вашингтон, был построен целый комплекс для промышленного производства плутония. В Лос-Аламосе же по большей части проектировали, разрабатывали и тестировали атомную бомбу, поэтому фильм сосредоточил внимание только на этой широко известной локации.
Оппенгеймера напугала опасность гонки вооружений, но, по всей видимости, не сразу
Фильм Кристофера Нолана показывает нам задумчивого героя, погрязшего в безрадостных мыслях о создании разрушительного оружия. Режиссер передает состояние Оппенгеймера через ядерные вспышки и эффекты плавления, которые атакуют сознание ученого. Нолан нажал на трагические струны характера и деятельности Оппенгеймера, сгладив кое-какие противоречивые факты действительности.
В реальности же позиция Оппенгеймера была довольно противоречивой: физик одобрял испытания оружия в боевых условиях, прекрасно знал о будущей судьбе японских городов, консультировался с военным руководством («Не разрешайте сбрасывать бомбу сквозь тучи или облачность» — его слова), а через месяц после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, как утверждает один из наблюдавших, Оппенгеймер выглядел как победитель, вскидывавший руку вверх. Только впоследствии ученый начал открыто говорить о той опасности, которая угрожает миру, втянутому в гонку вооружений. Хотя ученый, надо заметить, ни разу не признал, что жалеет о создании ядерной бомбы.
Большая гроза действительно задержала испытание «Тринити»
Кристофер Нолан не для пущего драматизма показывает, как ученые и военные готовятся к тесту атомной бомбы под мощную грозу и ливень. Погодные условия — одна из причин, по которым 16 июля 1945 года испытание «Тринити» сдвинули на полтора часа.
Военный руководитель Лесли Гроувз уверял, что привлек к проекту самых лучших синоптиков, однако те ошиблись: 16 июля небо затянуло облаками, а сильный ливень чуть не сорвал запуск. Дождь и ветер могли непредсказуемым образом повлиять на результаты испытаний и разнести радиационное заражение по местности. Но уже через полтора часа погода улучшилась, поэтому вместо 4 часов 30 минут утра бомбу протестировали в 5 часов 30 минут.
Оппенгеймер против водородной бомбы и ученый-консультант Альберт Эйнштейн
Эдвард Теллер — физик-теоретик, один из участников Манхэттенского проекта, а затем разработчик водородной бомбы, беспокоился, что ядерное оружие может разжечь атмосферу Земли с разрушительными для нее последствиями. В фильме Роберт Оппенгеймер отправляется на встречу с ученым Альбертом Эйнштейном, чтобы проконсультироваться о последствиях применения такого оружия и расчетах Теллера. Хоть Оппенгеймер с Эйнштейном были хорошими приятелями по «Институту перспективных исследований», но создатель атомной бомбы обратился за советом не к нему, а к американскому физику Артуру Комптону, поэтому эта консультация — художественное допущение Нолана.
Кроме того, впоследствии Оппенгеймер выступал против исследований Теллера по созданию водородной бомбы (об этом мы можем узнать из слушаний по вопросам безопасности). Дело, как полагают, было не только в опасном характере исследований, но и в том, что Оппенгеймер призывал экономно использовать ресурсы для разработки оружия: по мнению ученого, неразумно было тратить материалы на создание бомбы, которая может не сработать.
Первое испытание ядерного оружия началось с тишины
Центральный (и единственный масштабный) эпизод картины — испытание проекта «Тринити». Нолан методично показывает, как участники ложатся на пол, ожидая взрыва, а некоторые надевают темные очки. Затем появляется огромный огненный шар, и герой Киллиана Мерфи произносит известную фразу из «Бхагавадгиты» («Я – смерть, разрушитель миров»). Все это происходит в абсолютной тишине, и только спустя время возникает громкий звук взрыва, напоминающий раскаты грома. Похоже, Нолан в деталях воссоздал эпизод теста — и он полностью соответствует, например, записям физика Ричарда Фейнмана, который присутствовал в то июльское утро на полигоне: «Наконец, примерно через полторы минуты внезапно появился огромный шум — БАМ! Затем был грохот, как гром. Никто не сказал ни слова во время всего этого. Мы все просто тихо смотрели». Самого Фейнмана в картине сыграл Джек Куэйд: ученый наблюдал за процессом через лобовое стекло автомобиля, отказавшись использовать очки, как это делали все остальные. Недаром Фейнман впоследствии запишет, что «был чуть ли не единственным парнем, который посмотрел на эту чертову штуку».