1 октября состоялся релиз фильма «Множественные святые Ньюарка» — приквела «Сопрано», одного из главных сериалов в истории. Это далеко не первый случай, когда вселенная ТВ-шоу была расширена полнометражным фильмом.
Мы вспомнили еще 6 таких проектов — не только приквелов и сиквелов, но и картин, события которых развиваются во время сериала или переосмысляют их.
«Сопрано» — редкий сериал, к которому ни в коем случае нельзя выпускать сиквел, иначе магия финального клиффхэнгера просто испарится. Другое дело приквелы, которые бы исследовали организованную преступность Нью-Джерси второй половины XX века. «Множественные святые Ньюарка» как раз предлагают зрителям узнать об эпохе, когда рос и закалялся молодой Тони Сопрано, ее основных событиях и героях. Как отдельный фильм это проходная и скорее неудачная криминальная драма про фатализм, токсичную маскулинность и хаотичность преступной жизни. Однако как приквел шоу это уже интересное дополнение основного сюжета, которое раскрывает несколько не нуждающихся в этом секретов «Сопрано» и дает возможность посмотреть на молодые версии любимых героев или хотя бы услышать их голос.
Сейчас, через два года после выхода фильма «El Camino: Во все тяжкие», кажется, что сиквел не внес ничего нового в финал сериала: зритель и так знал, что сбежавший Джесси Пинкман наконец-то обрел свободу, поэтому создатели полным метром лишь рассказали о трудном пути героя к ней. Впрочем, это все равно чуть ли не образцовое кинопродолжение любимого сериала: да, он не выдерживает сравнений с ним и выглядит как растянутый эпизод, но в то же время никак не портит наследие шоу, а еще дает зрителю возможность в очередной раз увидеть героев и снова испытать чувство, что отправляешься с ними в путешествие в последний раз.
Как и «Шоугелз» Пола Верховена, «Твин Пикс: Сквозь огонь» — это отличный пример незаслуженно обруганного современниками фильма, который со временем был оценен по достоинству. После неудачного второго сезона сериала (точнее, большинства его эпизодов — над ними не работал Линч) ни актеры, ни зрители не хотели возвращаться к полному мрачных секретов миру Твин Пикса. Понятно, что фанаты жаждали узнать, что будет дальше, но даже они вряд ли были заинтересованы в приквеле сериала, показывающем последние дни старшеклассницы Лоры Палмер. «Сквозь огонь» не только во всех смыслах оживил обернутый в пластик труп с лицом актрисы Шерил Ли (один из главных образов сериала), но и полностью изменил наше отношение к ее смерти, показав невыносимую тяжесть ее жизни, наполненной психологическими страданиями. Наконец, фильм стал связующим звеном между меланхоличными и еще вполне зрительскими первыми двумя сезонами сериала и сюрреалистичным, транслирующим экзистенциальный ужас третьим сезоном.
Неудивительно, что полнометражный сиквел «Секса в большом городе» собрал в мировом прокате более 400 миллионов долларов: у него, в отличие от других фильмов, снятых по мотивам сериалов, есть для такого успеха все составляющие — от огромной фанатской базы до удобного массовому зрителю жанра романтической комедии. Собственно, фильм прекрасно работает как обособленный от оригинального сериала ромком о четырех подругах, помогающих друг другу выбраться из сложных жизненных ситуаций, будь то измена партнера, страх перед беременностью или сорвавшаяся свадьба. Вообще, полный метр стоит смотреть именно зрителям, не знакомым с сериалом, потому что для фанатов это набор пережеванных сюжетов (Мистер Биг в очередной раз сбежал) и обидных предательств любимых персонажей (согласитесь, Стив бы не изменил Миранде).
Большинство фильмов по мотивам сериалов рассказывают либо предысторию сериала, либо его продолжение. «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес» — исключение из правил, потому что события встраиваются в последние эпизоды аниме. Благодаря этому картина не только аккуратно обходит драматичный финал сериала, но и становится идеальной точкой вхождения во вселенную «Ковбоя Бибопа», предлагая все, за что фанаты влюбились в аниме: необычный взгляд на сеттинг космического вестерна, динамичный сюжет с преследованиями и перестрелками, харизматичного главного героя и его не менее интересных соратников. Просмотр «Достучаться до небес» — отличный вариант для тех, кто хочет познакомиться с культовым аниме, но не готов тратить время ни на сериал, ни на его готовящийся к релизу лайв-экшен-ремейк.
Эта подборка могла состоять из нескольких фильмов, снятых по мотивам «Евангелиона», будь то первая картина, «Евангелион: Смерть и перерождение», пересказывающая события оригинального сериала, или серия ребилдов, предлагающих альтернативный взгляд на его запутанный сюжет. Правильнее будет остановиться на фильме «Конец Евангелиона» — альтернативном финале сериала, заменяющем созданные в спешке из-за еженедельной трансляции 25-й и 26-й эпизоды. Это и сложноинтерпретируемое, хотя и не нуждающаяся в доскональном анализе произведение о принятии смерти, и афишированные размышления создателя сериала, Хидэаки Анно, о своей депрессии, и просто революционный, расширяющий возможности аниме как медиума проект. Сравниться с фильмом может разве что финальный ребилд, «Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз», в котором Анно, наоборот, меняет death-positive отношение на жизнеутверждающий и счастливый настрой.
«Секретные материалы» много раз грозились завершиться и перейти на периодический выпуск полных метров, правда, задумка авторов так и не была реализована в полной мере: новые и новые сезоны продолжали появляться на ТВ, но все же два фильма вышли и в кинотеатрах. И если возвращение в 2008 году «Хочу верить» оказалось выстрелом вхолостую, то «Борьба за будущее» — одна из главных удач проекта. Для просмотра фильма достаточно знать, что Малдер и Скалли — агенты ФБР, которые ищут доказательства существования инопланетной жизни, этим они и будут заниматься очередные два часа хронометража. При этом кино все же отличается от сериальной механики не только масштабом, но и языком повествования. Стоит упомянуть, что, при всех сильных сторонах полного метра, «Борьба за будущее» одновременно стала и ударом в спину преданным фанатам. Малдер и Скалли снова не сблизились, а во время сцены прерванного поцелуя зрители в зале буквально кричали от разочарования.