Абсурдистская пародия на «Звездные войны» от Брюно Дюмона.
В рыбацком городке где-то в Нормандии разворачивается противостояние двух внеземных цивилизаций: силы добра воплощает раса Единиц, а темную сторону — Нули. Пришельцы принимают человеческое обличье: не отличишь, кто перед тобой, рыбак или инопланетянин. Джонни (Брэндон Влиге), представителю Нулей, необходимо оберегать маленького мальчика, который должен помочь злодеям поработить Землю. Принцесса Джейн (звезда «События» Анамария Вартоломеи) из Единиц пытается помешать планам темных.
В рамках фестиваля молодого кино VOICES прошел спецпоказ фильма Брюно Дюмона. Ранее премьера «Империи» состоялась на Берлинском кинофестивале в 2024 году. Картина была в основной программе и получила приз жюри. До широкой отечественной публики космическая одиссея француза доберется уже первого августа.
Сложно представить себе более безумное зрелище, чем новый фильм Брюно Дюмона — бывшего преподавателя философии и почитаемого французского режиссера. Но, заглянув в фильмографию автора, можно удостовериться, что именно Дюмон мог снять столь эксцентричную картину. Мастер прославился в конце 1990-х благодаря драмам «Жизнь Иисуса» и «Человечность», но в последние годы постановщик перешел на сторону сатиры — например, в 2016 году вышла гротескная комедия о таинственном исчезновении людей «В тихом омуте», а в 2020-м — ироничная драма «Суперзвезда», где неприлично богатая Леа Сейду теряет смысл жизни. В «Империи» Дюмон словно бы отрывается по полной и заворачивает действо в столько слоев постиронии, что фильм превращается в одно сплошное комическое представление. Впрочем, назвать «Империю» смешной лентой довольно сложно. Зрителю необходимо всецело любить автора, быть с Дюмоном на одной волне и иметь то же специфическое чувство юмора, что, как видите, оказывается не так просто.
Дюмон разворачивает повествование и на Земле, и в далекой-далекой галактике. Герои перемещаются на космические станции благодаря порталам: Джейн, например, ныряет в воду и оказывается в подобии готической церкви, а Нули уходят в чащу и попадают во дворец, напоминающий Версаль. Символизм лежит на поверхности: условно хорошие обитают в священном месте, а злодеи — в монархической крепости. Дюмон в целом выстраивает историю на противопоставлениях — света и тьмы или женщин и мужчин. Но едва ли можно назвать тех же Единиц добряками и пацифистами: герои размахивают световыми мечами и всегда готовы отрубить головы противникам. Мир, как известно, держится на балансе, и режиссер не может обойтись без буквального слияния двух сторон — Джонни и Джейн забудут на время о разногласиях и сблизятся на безлюдном поле. Не стоит ожидать лиричной истории и повторения судьбы Ромео и Джульетты: не забывайте ни на секунду — вы смотрите абсурдистскую комедию, в которой театральность и нелепость идут рука об руку.
В «Империи» можно разглядеть отсылки на множество фильмов. Но прежде всего детище Дюмона, разумеется, напоминает «Звездные войны». С культовой франшизой картину роднят и световые мечи, и отважная принцесса, и космические корабли. Но «Империя» — вовсе не голливудский аттракцион с экшен-сценами, а довольно неспешное кино, в котором есть и пришельцы, и любовники, и даже детективы — обычные люди замечают странности в округе и ведут расследование.
«Империя» позволяет пофантазировать: что если абстрактные понятия обретут антропоморфную форму, спустятся из космоса и начнут непрекращающуюся борьбу за то, чтобы править людьми? Сегодня победу одерживают Нули, завтра — Единицы. Каждый наш поступок, по сути, проявление светлой или темной стороны. Но без одного не может быть другого — истина стара как мир. Простая мысль упакована в совершенно безумный сюжет, который не справляется с развлекательной функцией и уж тем более не трогает до глубины души. «Империя» добивается иного эффекта — заставляет задуматься о значении нынче популярного словечка «кринж» и искать литературные синонимы термина для описания киноленты. Может, этого и добивался автор?
"Империя" выглядит как некое продолжение "Жаннетт" и "Малыша Кенкена". Даже полицейские ...те же -- эта типовая парочка, видимо, любимая у режиссёра.