Итальянская экранизация Джека Лондона, посвященная травмам прошлого столетия.
Грубый и неотесанный моряк Мартин Иден (Лука Маринелли) волею судеб оказывается в богатом буржуазном доме. Он с интересом разглядывает картины, открывает для себя стихи Бодлера, слушает, как играет на фортепиано скромная красавица Элен. Влюбившись в нее и в весь этот мир беззаботных аристократов, Мартин решает во что бы то ни стало заслужить их уважение и личный интерес Элен. Он начинает читать книги, получать новые знания, а затем – писать стихи, романы о жизни таких же бедняков, как он. Молодой писатель штурмует издательства, но вновь и вновь получает отказ. Без гроша в кармане он упорно продолжает стремиться к мечте. Но впереди его ждут лишь разочарования.
Экранизация знаменитого романа Джека Лондона «Мартин Иден», снятая итальянским режиссером Пьетро Марчелло, вышла на европейские экраны еще в 2019 году. Картина наделала немало шума на кинофестивалях, собрала множество престижных призов, а исполнитель главной роль Лука Маринелли заслужил главный актерский приз в Венеции. Наконец «Мартин Иден» добрался до России, где, кажется, ему самое место. Картина Марчелло затрагивает понятные и близкие темы для нас, продолжающих жить прошлым столетием, вечно возвращающихся к нему, чтобы разобраться, куда двигаться сейчас.
«Мартин Иден» Пьетро Марчелло достаточно строго следует сюжетной канве первоисточника. Во всяком случае, все его основные конфликты узнаются, преданный читатель вряд ли подкопается. Однако режиссер перенес время и место действия в предвоенную Италию и прибавил национального колорита, который тут же заставляет вспомнить о классике неореализма. На нищенских улочках обитают сморщенные бедняки, дети бегают в тряпье, а совсем рядом лощеные буржуа рассуждают о литературе и искусстве. Подогревается этот контраст постоянным ощущением приближения войны или революции, какого-то социального сдвига, дуновения ветра перемен. И Мартин Иден, который искренне хочет переметнуться из одной касты в другую, вмещает в себя все возможные противоречия эпохи, в нем отражается ее смятение и безнадежность.
В экранизации Марчелло можно увидеть два важных сюжетных мотива. Первый – это история о славе и тщеславии. Иден гонится за признанием, уверенный, что оно позволит ему заслужить уважение, введет его в свет достойных и образованных людей. Актер Лука Маринелли очень пластичен, завораживает своими речами о свободе и правде, замечательно изображает духовный кризис своего героя. Обретя славу, Мартин с ужасом осознает, что счастлив по-настоящему был лишь тогда, когда тратил последний грош на конверт в издательство, когда надеялся, странствовал, мечтал – плыл по волнам судьбы. Подлинное признание жило внутри него, но он бежал от себя, своего происхождения и невежественности всю жизнь. И вот получилось, убежал, но стал посмешищем для самого себя. Зато публика счастлива, что бы он ни сказал, какая бы дерзость ни сорвалась с его уст, она будет смеяться, кричать: «Гений!» А бледный поэт-декадент так и не сможет в конце концов догнать себя молодого – неотесанного, но могучего, в чем-то похожего на Маяковского моряка.
Но в печальной истории Мартина Идена режиссер Пьетро Марчелло видит больше, чем только побег от самого себя. Глаза пролетария в фильме отражают трагедии прошлого столетия, неразрешенные вопросы, которые тяготят и не обрастают ответами и сегодня. «Мартин Иден» – не тоска по прошлому, скорее попытка забыть его. Марчелло вместе со своим героем разочаровывается во всех конфликтах и дихотомиях ХХ столетия. Социализм, либерализм, фашизм – все смешивается перед бледным лицом Идена. Также и любовь, литература, смерть и жажда жизни. Часто Марчелло прибегает к принципу коллажа, но очень аккуратно, почти незаметно для зрителя. Он вставляет кадры старой хроники, отрывки из фильмов, соединяет их с отснятыми, но стилизованными под черно-белую пленку эпизодами, в которых Мартин Иден выглядит как типичный герой условного Роберто Росселлини. Бытовые детали тоже расположены хаотично, в «Мартине Идене» полно анахронизмов. Не всегда понятно, в какое время разворачивается действие – откуда у персонажей телевизор, печатная машинка, что это за стиль в одежде? И когда в финале беззубый моряк возвещает о начале войны, трудно понять, о какой войне идет речь. Только разгуливающие по пляжу итальянские фашисты недвусмысленно дают ответ.
Пьетро Марчелло превращает «Мартина Идена» Джека Лондона в роман о ХХ веке. Стилистически режиссер следует за Бернардо Бертолуччи, чей «Двадцатый век» можно смотреть в паре с этим фильмом. В нем чувствуется глубокая печаль, что ничего не получилось исторически: рабы остались рабами, богачи – богачами. Только стало как будто еще хуже.