Человечество не зря билось в экономических войнах и падало в пучину финансовых кризисов: борьба с монополией на всех фронтах общественной, политической и культурной жизни – одно из главных достижений XX века
5. Человек-паук – герой совершенно особой аудитории.
Радость фанатов, сопровождавшая появление Человека-паука в «Противостоянии», всегда казалась мне несколько странной – введение этого героя, его участие в заглавной баталии выглядели откровенно искусственными, вписанными в сюжет в последний момент и отснятыми отдельно от остальных актеров (за исключением Дауни, разумеется, но об этом позже). И этот пришитый собаке крокодилий хвост легко объяснить – Человек-паук современному составу Мстителей не подходит и не нужен. Супергерой-подросток – это вообще «не формат» текущей киновселенной Marvel, это другой уровень, другая аудитория, иной уровень драматизма и реалистичности, если это слово вообще можно употреблять в контексте «фантастических тварей». В кино Marvel сделала все для того, чтобы заставить зрителя относиться к героям бумажных журнальчиков серьезно – герои в их фильмах переживают настоящие предательства, они открывают в себе силы встать на сторону слабых в минуту опасности, они влюбляются и расстаются, они умирают в конце концов. Даже стоящие несколько поодаль «Стражи галактики» с их стебом всего и вся открываются самой трогательной сценой кинокомиксов последних лет – смертью матери главного героя. Теперь в эту довольно взрослую конструкцию, претендующую на серьезность, кто-то хочет «впихнуть невпихуемое» – вставить в фильм братьев Дарденнов Адама Сэндлера, в декорациях «Сталкера» развернуть сюжет «Лилового шара», подселить в «однушку» молодой семейной паре парализованного дедушку. Помните самую главную претензию к «Железному человеку 3», первому марвеловскому фильму, снятому в плотной связке с Disney? Там было слишком много детского, мальчик-сиротка тянул на дно не только Тони Старка, он тормозил сюжет, убивал серьезный настрой (и без того хромой на обе мандариновые ноги), делал кино откровенным «Ералашем». Теперь в линейке Marvel появится не досадный эпизод, а полноценный кирпич, слепленный из пластилина и палок детьми и для детей. Да, разумеется, канонический Питер Паркер – болтливый школьник, уровень шуток которого остановился на хохмах третьеклассника, но это уже было обыграно в «Противостоянии». Тащить весь этот чемодан с детскими вещами – проблема, которая еще долго будет вносить в Marvel дисбаланс.
4. У будущего фильма явные проблемы с тональностью.
Из предыдущего вопроса логично вытекает второй: а каков, собственно, будет настрой грядущего фильма? Как можно понять из трейлера, зрителя ждет две совершенно разных по настроению, тональности и стилистике половины – в одной нас будут заставлять смеяться над неловкостями, угловатостью и зависимостью Питера от тетушки. Условно назовем этот сегмент «Школой». Во второй будет «трах-бабах», нападение Стервятника, некая морская катастрофа, подвиги и признание – назовем их условной «Работой». Так вот, уже даже сейчас очевидно, что «Школа» и «Работа» в фильме плохо состыковываются друг с другом. Проблема все та же – баланс между школьным весельем и кровавыми трагедиями в блокбастере соблюсти просто невозможно, но можно снять два «отдельных» фильма, склеить их в один, а потом предоставить зрителю право самому пережевывать, глотать и переваривать этот «гибрид». Ранее Marvel удавалось сочетать жизнь и подвиг, фантастику и реальность, юмор и настороженную серьезность, пусть даже в разных по стилистике фильмах, но не сравнимые между собой «Тор» и «Первый мститель» внутри оставались цельными, несмотря на то что действие одного разворачивалось в разных мирах, а сюжет второго растянулся на семьдесят лет. В «Возвращении домой» же отчетливо просматривается загвоздка с тем, что «Школу» и «Работу» совместить будет невозможно, новый Питер Паркер слишком юн для взрослых проблем, а новый Человек-паук недостаточно серьезен для Мстителей. Детские травмы, становление супергероя и его первая встреча со смертью – нетривиальная задача для любой картины, и нет никаких предпосылок к тому, что Джон Уоттс с этими задачами справился.
3. Злодей – вечная беда Человека-паука.
Новость о присоединении к касту «Возвращения домой» Майкла Китона была многими воспринята как «благая весть» – этот актер просто физически не может испортить то, в чем участвует. Но так ли хорошо его участие? Для начала, я очень сомневаюсь, что Китон подписался на несколько фильмов франшизы сразу – ему это просто незачем, он востребованный артист с большим диапазоном, готовый рисковать и пробовать новое. Это значит лишь одно: Стервятник окажется очередным проходным и бездарно «слитым» злодеем вроде Красного черепа, Венома или Альтрона. Вот вам и первый повод ничего особенного от противостояния Человека-паука и Стервятника не ожидать, для понимания этого даже просмотр трейлера не требуется. Просмотр же лишь усугубляет апатию, Стервятник «Возвращения домой» откровенно вторичен и уныл. Похожий одновременно на Зеленого гоблина, Звездного лорда в маске и Сокола новый злодей не выглядит даже той угрозой, какой представлялись «резиновый» Ящер и плохо дружащий с физикой Песочный человек из предыдущих приключений Паучка. Откровенно говоря, киношным Человекам-паукам всегда откровенно не везло со злодеями – герой Тоби Магуайра прятался то от летучего клоуна, то от мужика со шлангами вместо рук, то от самого себя, а персонаж Эндрю Гарфилда и вовсе был затянут в какой-то кислотный карнавал с наэлектризованными сыворотками Носорогами. Очень сомневаюсь, что в этот раз ситуация изменится кардинальным образом – авторы вселенной Мстителей для своих опытных героев-то не могут врагов найти (покойтесь с миром, Земо, Штрукер и Хаммер!), откуда бы взяться силам на новичка? Все вышесказанное, впрочем, ничуть не мешает Китону «украсть» фильм у Холланда и компании, у него как раз пороха в пороховницах предостаточно, но и это на пользу фильму и франшизе не пойдет – и здесь баланс соблюсти практически невозможно.
2. Вам не кажется, что Тони Старка слишком много?
Когда после «Железного человека 3» Роберт Дауни-младший начал подавать сигналы о том, что в костюме супергероя ему стало тесновато, все мы немного забеспокоились – все-таки как ни крути, а этот актер здорово разогнал всеобщий интерес к комикс-экранизациям. И все мы были бы довольны сложившимся на 2012 год порядком вещей: раз в три года выходит новый фильм об Айронмене, а в промежутках вклиниваются сиквелы «Мстителей». Но что получилось на деле? Испугавшаяся потери своего главного актера студия проплатила долгосрочную «аренду» Дауни и теперь тычет его в каждый фильм Вселенной («Доктор Стрэндж» избежал встречи с Железным человеком только потому, что герой Камбербетча и без того выглядел как Дауни в китайском халате). Вот и «Возвращение домой» выглядит не сольником Человека-паука, а очередным тандемом Дауни, каким было «Противостояние», формально числившееся за Капитаном Америка. Кто-то наверняка возразит, что «Гражданская война» без Железного человека немыслима, а совместные эпизоды Холланда и Дауни – это лучшее, что было в «Противостоянии», но такой упор на одного, пусть и очень яркого актера чреват проблемами в будущем. Не исключено, что и в «Возвращении домой» сцена в машине окажется лучшем из всего показанного, а совместные подвиги Железного человека и Паука оттеснят на второй план собственно историю Питера Паркера. Призыв Дауни на помощь в большой степени подтверждает предыдущие опасения – авторы «Возвращения» не слишком уверены в Паркере-Холланде и вынуждены «подстилать соломку» проверенного героя, заведомо любимого зрителями. Но не пойдет ли эта страховка в ущерб заглавному герою?
1. А это правда «новый» Человек-паук?
На финал я, как обычно, оставил самую главную претензию и опасение, которые выражаются в простом вопросе: а мы правда увидим что-то новое? Здесь я даже не говорю о тех «верстовых столбах», которые каждый Питер Паркер обязан «пометить»: дядя Бэн, укус радиоактивного паука, «…приходит большая ответственность» – вот это все. Речь о том, что, даже глядя на коротенький трейлер, в нем читаешь бесконечное повторение уже пройденного. Едва не покадровое. Только ленивый не сопоставил кадр, изображающий скрепляющего половинки парома Человека-паука, с аналогичным из второй части трилогии Сэма Рейми – там Питер Паркер останавливал поезд примерно в такой же позе. Да и останавливающий приступ безумия Электро персонаж Эндрю Гарфилда в чем-то похожем участвовал. Это что же, так плохо с фантазией у авторов? Или это обязательная дань прошлым инкарнациям? За полтора десятка лет, прошедшие с момента выхода в прокат первого «Человека-паука», многое изменилось – в кино, в мире, в мировоззрении, даже бумажный Питер Паркер уже давно не тот. Когда-то увидеть летящего между небоскребами на своей паутине Спайди было верхом фанатских мечтаний, сегодня этим не удивишь никого. После пяти фильмов о Паркере, после десятка фильмов о команде Мстителей, после нолановской «темной» трилогии, после «Отряда самоубийц» и «Дэдпула» «Возвращение домой» не выглядит новым шагом в комикс-экранизациях. Наоборот, трейлер кричит о том, что зритель вернется в прошлый век. И кадр с летящим над вертолетом на крыльях из паутины Человеком-пауком в таком случае не крутая заявка, призванная заставить зрителей подпрыгивать в креслах и хлопать в ладоши, а капитуляция – авторы фильма выкладывают козырь с первого хода. Трейлер молит: «Не отворачивайтесь! У нас есть Железный человек, толстый школьный приятель, крылышки и печеньки! Мы очень хотим быть частью Мстителей!!!» При этом к вам обращается самый обычный шкет, вся сила которого в знакомстве его тетки с Тони Старком.
Нет, я не стану делать прогнозов о провале «Человека-паука» в прокате, наоборот, я уверен, фильм «выскочит» за кассовый миллиард. Но такая победа может оказаться пирровой – Мстители складывались непросто, а недавние «Человек-муравей», «Стрэндж» и наверняка «Черная пантера» внесут в хрупкий мир супергероев раздрай и волнение. «Возвращение домой» при этом станет медведем, разрушающим супергеройский «теремок», – франшиза может просто не выдержать такой разности напряжений и температур. Возращение домой опасно прежде всего самому дому.