Да, наше сериалостроение несовершенно, но в нем сегодня происходят знаковые события, которые изменят ситуацию в «ящике» коренным образом и очень скоро
5. На ТВ появилось жанровое разнообразие.
Еще совсем недавно считалось, что телесериалы – продукт низкосортный и непритязательный, а потому не требующий ухищрений и разнообразия. Достаточно на протяжении нескольких лет тянуть жилы чьих-то несчастливых семейных отношений или затянувшийся конфликт отцов и детей, и зрительницы, поглядывающие на экран в перерывах между чисткой картошки на кухне, укачиванием детей и вязанием макраме, будут довольны. Этот миф давно развеян – сериалы смотрят не только и не столько домохозяйки: американцы доказали, что малый экран может быть большим бизнесом с миллионными аудиториями, высокими бюджетами и существенными прибылями. А это значит, что и зритель у экранов должен быть разный, и всем нужно угодить. Как ни противилось наше ТВ, а от четкого разделения – сериалы про любовь и сериалы про бандитов – пришлось отказаться, и сейчас наше ТВ существенно раздвинуло жанровые границы. Конечно, охватить все востребованные направления пока не удалось, но мы все находимся в самом начале пути, будут впереди и свои «Сотни», и собственные «Стрелы», и обязательно появятся «Русские истории ужасов», дайте срок. Но уже сейчас на самых разных каналах можно увидеть вполне крепкие многосерийные триллеры, которым могут позавидовать зрители кинотеатров, – крайне хорош в этом отношении «Метод» с Константином Хабенским, проект такого уровня вряд ли имел бы столь же большой резонанс, выйди он в формате полуторачасового фильма. ТВ, как ни странно, развязало авторам руки и дало большую свободу. Или возьмем фантастическую «Обратную сторону луны» – можно ли представить эту историю в кинотеатрах? Да ее залили бы помоями еще до появления первых трейлеров. А на ТВ альтернативная история СССР смотрится не хуже «Человека в высоком замке». Не самыми худшими получились обращения к мистике – если «Луна» как-то не особенно впечатлила, то продолжение «Чернобыля» – одна из самых ожидаемых зрителями историй. И это я еще не упоминаю мегапопулярную «Закрытую школу»… Про комедийные сериалы не стоит и упоминать – развлекательные телепроекты давно «переплюнули» по популярности большое кино, и интерес к «Физруку», «Кухне», «Филфаку» или «Адаптации» у зрителя куда больше, чем к комедиям в кино, какие бы звезды ни были там заняты. Сегодняшнее российское ТВ разнообразнее и в совокупности выглядит успешнее кинопрома – это ли не повод изучить программы телеканалов внимательнее?
4. Упор на исторические сериалы – это благо.
Говоря о жанрах, появившихся в отечественных сериалах в последние годы, я намеренно обошел стороной исторические постановки, о них стоит поговорить отдельно. Я всегда был последовательным противником того, чтобы перекладывать ответственность за воспитание и образование детей и взрослых на кино и телевидение – если в семье ребенок не может впитать базовых истин, не имеет положительных примеров и не чувствует любовь, то никаким фильмами о героях-панфиловцах его не «исправишь». Так же и «Бандитский Петербург» не вырастит из подростка киллера, а программы канала РенТВ не превратят в рептилоида, имей он возможность общаться с родителями и получать информацию из других источников. Но просветительской роли кино и ТВ никто не отменяет, и именно здесь в последнее время случился существенный прорыв. На отечественном малом экране появилось множество сериалов и многосерийных фильмов о самых разнообразных исторических личностях, событиях, эпохах, из сериалов можно собрать внушительную хрестоматию, куда войдут произведения, охватывающие историю с древних времен по вчерашний день. Нет, ни в коем случае не призываю принимать за чистую монету все, что показано в сериалах «София», «Фурцева» или «Екатерина», в большой степени это беллетристика и выдумка сценаристов, но критический подход к увиденному непременно породит у ищущего зрителя интерес узнать, а как же все было на самом деле. На этот интерес я возлагаю очень большие надежды. Увы, уровень образования в нашей стране катастрофически падает, и первыми жертвами ухудшающегося качества преподавания становятся именно гуманитарные науки – религиоведение не заменит историю и обществознание, – но при определенных обстоятельствах человек сам может найти стимулы разобраться в истории своей страны, нужно лишь дать ему направление и немного подтолкнуть. Исторические сериалы – это тот поршень, который заставляет хотя бы заглянуть в Википедию, а то и взять в руки книгу. Интересно же узнать, кем на самом деле была Мата Хари, как закончили свои жизни «кремлевские жены» и чего стоили на самом деле Сергею Королеву запуски ракет. Можно только приветствовать большое количество костюмных постановок на ТВ, сериалы – не источник знаний, но катализатор интереса к самообразованию.
3. На ТВ идут лучшие и популярнейшие.
В недавнем прошлом авторы и актеры ТВ и кино жестко разграничивались – артисты большого кино считали ниже своего достоинства размениваться на телешоу, постановщикам, привыкшим к размаху полного метра, в стесненных рамках «телека» было тесно, и наоборот, лишь считаным единицам сериальных звезд удавалось обрести успех на экранах кинотеатров. Разные среды, разный формат работы, разный зритель. Сегодня все изменилось, Голливуд смешал карты, и весь мир с удовольствием откликнулся – ТВ и кино стали не просто братьями, они сплелись в тесных объятиях, в том числе и в России. Посмотрите, какие мастера идут поработать в сериалы: Лунгин и Хомерики, Шахназаров и Быков – множество режиссеров, которые раньше на два-три года исчезали, чтобы снять фильм, который затем незаметно пройдет в десятке столичных кинотеатров и исчезнет на торрент-свалках, сегодня доступны самому массовому зрителю. Со всеми их стилистическими приемами, со всем амбициями и ошибками, со всем открытым сердцем. Где-то режиссер почти не виден, как в «Родине» Павла Лунгина, где-то, наоборот, вполне очевиден, как в быковском «Методе», но главное – зритель теперь может это оценить точнее и вдумчивее, чем после полуторачасового кинотеатрального просмотра. А наши режиссеры, при всем к ним уважении, иногда требуют серьезных усилий для понимания, сериалы – лучший способ их услышать, пусть даже через невнятное бормотание «Анны Карениной». Актеров же всегда хочется видеть больше и чаще, всех, не только суперзвезд уровня Машкова или Хабенского. Разве плохо, что блестящие Владимир Вдовиченков и Северия Янушаускайте появятся не в кадре новых «Левиафана» или «Звезды», а в сериале «Оптимисты», много ли найдется противников того, чтобы видеть Александру Бортич не только в «Викинге», но и в «Филфаке», «Полицейском с Рублевки» и «Квартете»? Актерам вполне объяснимо хочется больше сниматься, а зрителям – чаще встречаться со своими кумирами; сериалы становятся тем компромиссом, который устраивает всех. Пора забыть о тех жутких телепостановках канала НТВ или Домашний, которые невозможно было смотреть без слез, а артистов из которых сегодня на пушечный выстрел не взяли бы даже ростовыми куклами работать. ТВ стало иным – привлекательным для режиссеров, актеров и зрителей.
2. Российское ТВ стало альтернативой российскому кино.
Активный обмен кадрами между кино и ТВ говорит и еще об одной важной вещи – сегодня сериалы отечественного производства вполне могут конкурировать с российскими полнометражными картинами, как минимум в степени привлекательности для зрителей. Конечно, сравнение это не слишком объективно, ведь количество пришедших в кино зрителей и тех, у кого телевизор был включен в момент трансляции определенного канала, напрямую сравнивать нельзя – два эти вида развлечения по-разному оплачиваются, в момент показа сериала у экрана может находиться один зритель, может – целая семья, а может, телевизор просто забыли выключить. Но определенную корреляцию можно выявить, основываясь хотя бы на сравнении оценок того, что зрители посмотрели в кино и на ТВ. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что хвалят просмотренное у нас заметно реже, чем ругают, но даже с такой «антиоценкой» заметно, что телесериалы отечественного производства получают много меньше негатива, чем полные метры. Кино в России сегодня получило четкую дифференциацию: у нас либо снимают «картины-события», масштабные, дорогостоящие, пышные, крикливые, либо скромно рассчитывают на нишевую аудиторию, делают не самые обязательные фильмы с популярными актерами, непритязательные молодежные или романтические комедии или сомнительного качества фэнтези. И вовсе не факт, что «событие» удастся лучше «середнячка», денег за счет агрессивной рекламы, может, и соберет побольше, но и злобы на всех недавних «Дуэлянтов», «Защитников», «Ледоколы» и даже «Время первых» выльется много больше, чем на условного «Жениха» или «Гуляй, Вася». Телевидение живет скромнее. Здесь, конечно, тоже едва ли не о каждом новом проекте заявляется как об очередном «прорыве», «главном шоу сезона» или «долгожданном открытии», но градус истерии в «ящике» много меньше, а значит, меньше и разочарования. На ТВ зритель заметно лучше защищен от откровенных промахов, с которыми то и дело приходится сталкиваться в кинотеатрах, телесериалы стали серьезнее и ответственнее, их создатели перестали штамповать пустышки и откровенный ширпотреб, актеры стараются выкладываться на полную ставку. И удается на ТВ сегодня больше, чем в кино. О тотальной окупаемости говорить пока рано, но выглядит все пока так, что сериалы, даже при кратно увеличившейся стоимости, не становятся теми «бездонными бочками», в которые безвозвратно ухают миллионы производственного бюджета. ТВ – альтернатива не только для зрителей и авторов, но и для бизнеса.
1. Мы стоим на пороге качественного изменения эфира.
Под конец отмечу совсем уж субъективное ощущение, которое пока нельзя подтвердить или опровергнуть фактами, цифрами, оценками экспертов. Мне кажется, что телевидение в Росси сегодня находится на пороге очень серьезных, эпохальных даже, я бы сказал, преобразований. И сериалы могут стать если не флагманом этой «перестройки», то ее активным творцом. Все дело в том, что существующие форматы вещания, сложившаяся система развлекательных программ, даже сама стилистика ведущих российских телеканалов пришли к какому-то тупику. Выработаны но донышка задумки, родившиеся еще в 1990-х, выжаты досуха программы, темы и телевизионные жанры, популярные в 2000-х, откровенная усталость накопилась от бесконечных «политических» и «остросоциальных» ток-шоу, наводнивших эфир в 2010-х. Телевидение исчерпало большую часть своих ресурсов и должно найти новые пути воздействия на зрителя. И это будет происходить ближайшие лет пять-семь. Тут-то и понадобятся сериалы – качественные, увлекательные, яркие, они способны привлечь креативную часть зрительского сообщества, удержать у экранов тех, кто почти с головой ушел в Интернет, заставить вернуться тех, кто отечественному телепродукту предпочитает западный. Полагаю, что руководство ведущих телеканалов России это понимает и делает все для того, чтобы оживить в том числе и интерес к сериалам, через них можно будет прорываться и дальше. Уверен, что в новые шоу будут вкладываться большие средства, упор будет сделан на оригинальные качественные сценарии, привлекаться будут лучшие из лучших, а главное – будет дана возможность обсуждать и оценивать увиденное. Этого на современном ТВ не хватает больше всего – авторы не чувствуют фидбэка, а зрители не имеют возможности донести до авторов свое недовольство или удовлетворение увиденным. Мы слишком отдалились друг от друга и должны снова найти пути взаимодействия творцов и их аудитории. Мне кажется, в этом направлении телевидение пойдет очень скоро и быстро, на Западе уже сейчас проводятся обсуждения вышедших эпизодов наиболее популярных сериалов в студии, где встречаются авторы, их поклонники и недоброжелатели. Что-то подобное сделали попытку провернуть и у нас – пока ее должным образом не оценили, но у российского ТВ все впереди. И хорошее, и плохое. Присоединяйтесь к числу непредвзятых зрителей новых отечественных сериалов, и тогда хорошего будет больше. И на ТВ, и в вашей жизни.