Борис Хохлов советует: Лукас, Китайская история о призраках, Мертвый полицейский, Цветок у дороги, Спи со мной
На Западе «Лукас» входит в число «обязательных» фильмов о взрослении, у нас же он практически неизвестен. Главную роль в этой тонкой, душевной картине играет Кори Хэйм – один из самых заметных тин-идолов 80-х, как и многие, из-за наркотиков спустивший свою карьеру в унитаз в 90-х (он умер в 2010 году в возрасте 38 лет). Его герой – 14-летний «ботаник» по имени Лукас, который засматривается на новенькую 16-летнюю девочку (Керри Грин), а та, в свою очередь, влюбляется в капитана школьной команды по американскому футболу (Чарли Шин). Казалось бы, банальная история, в финале которой Лукас всем покажет? И да, и нет – авторы ухитрились обойтись без малейшего намека на фальшь, «разрулив» эту ситуацию одновременно трогательно и реалистично. Девочку из оркестра, которая вздыхает по Лукасу, к слову, сыграла 14-летняя Вайнона Райдер – это ее дебют. Один из величайших американских критиков Роджер Эберт выставил «Лукасу» максимальную оценку и включил картину в свой ежегодный список лучших фильмов года – наряду с «Взводом», «Ханной и ее сестрами» и «Сидом и Нэнси».
Термин «уся» мало знаком тем, кто не увлекается китайским кинематографом, но вы наверняка знакомы с картинами этого жанра – это героико-романтическое фэнтези, населенное призраками, лесными духами, прекрасными летающими девами и отважными меченосцами. Фильмы этого направления были популярны в Китае всегда, но основополагающим из них можно считать именно «Китайскую историю о призраках» – картину, заложившую основы и на долгие годы ставшую источником вдохновения для своих последователей. Сюжет прост: наивный школяр Нин (Лесли Чун), путешествуя по лесу, натыкается на очаровательную девушку Сян (Джой Вонг), которая оказывается призраком-вампиром, питающимся жизненной силой людей. Они влюбляются друг в друга, но их роман обречен – хотя бы из-за того, что у Сян есть «наставница», которая не позволит им быть вместе. Невероятный, проработанный до мелочей визуальный ряд, безумный по накалу и изобретательности экшен, пронзительный саундтрек с несколькими песнями, прочно вошедшими в золотой фонд китайской музыки, – не будем кривить душой, по нашим временам спецэффекты смотрятся немного архаично, но есть в «Китайской истории о призраках» что-то вечное, вневременное, что не позволяет картине устаревать более четверти века. Впоследствии было снято два сиквела, в 1997 году – анимационная версия, а три года назад появился ремейк – в целом неплохой, но с оригиналом все же несравнимый.
Жанр «бадди-муви» во второй половине 80-х расцвел буйным цветом – причем в стремлении сделать главных героев максимально непохожими друг на друга сценаристы нередко шли на весьма радикальные шаги. Так, в «К-9» и «Тернере и Хуче» напарниками стали человек и собака, а в «Мертвом полицейском» – человек и… зомби. Трит Уильямс и Джо Пископо играют здесь двух копов, которые преследуют банду, состоящую из нежити. Один из них в процессе погибает, но его вновь возвращают к жизни – и он продолжает расследование, несмотря на то что разлагается на глазах. Не особенно страшный и не шибко впечатляющий по части трюков и масштаба разрушений, «Мертвый полицейский» тем не менее подкупает необычным сюжетом, отличным черным юмором и, конечно же, бесценным восьмидесятническим мачизмом. В год выхода его встретили не очень тепло, но на видео он мгновенно стал культовым.
В середине 90-х Кристофер Ламберт был аналогом Николаса Кейджа сейчас – его имя прочно ассоциировалось с боевиками класса «Б», хотя среди них можно встретить немало весьма крепких жанровых работ. «Цветок у дороги» – один из таких фильмов. Это этакий «Попутчик» наоборот, «дорожный» боевик о простом семьянине, который пытается «догнать и наказать» группу отморозков, убивших его брата и взявших в заложники его семью. Помимо хорошо реализованных жанровых элементов (простенький, но напряженный сюжет, неплохо снятый экшен) «Цветок у дороги» может похвастаться и отличным кастом – так, главного «плохиша» играет Крэйг Шефферр, его пособников изображают Джош Бролин, Дэвид Аркетт и Эдриенн Шелли (культовая инди-актриса и постановщица, снявшая в числе прочего близкую к гениальности «Официантку»), а племянника главного героя изображает Джозеф Гордон-Левитт.
В середине 90-х резко подняло голову американское независимое кино – появился целый жанр преимущественно разговорных мелодрам, построенных не на событиях, а на диалогах. «Спи со мной» благословил сам Квентин Тарантино, засветившийся здесь в коротком, но незабываемом эпизоде с деконструкцией «Лучшего стрелка» как фильма о невысказанном гомосексуальном напряжении (друг Тарантино, сценарист Роджер Эвари написал его для другого фильма, но в конце концов они решили «подарить» его постановщице «Спи со мной» Рори Келли). В центре событий картины любовный треугольник – Джозеф (Эрик Штольц) и Сара (Мег Тилли) женаты, но лучший друг Джозефа, Фрэнк (опять Крэйг Шеффер), не может с этим смириться. Впрочем, интересна картина не сюжетом, а деталями – над сценарием работали аж шесть сценаристов, которые поделили работу над картиной по эпизодам. С одной стороны, это сделало фильм немного несобранным и неровным, но с другой – придало ему объем: на полноценное препарирование любовных отношений и брака «Спи со мной» не тянет, но это куда более глубокое и вдумчивое кино, чем можно было подумать.