Значительно окрепший в третьем сезоне хоррор-сериал со временем не только не снижает планку, но и потихоньку набирает обороты – хотя без недочетов по-прежнему не обходится
Загадочный Терминус, к которому герои сериала шли весь прошлый сезон, оказался ловушкой – внутри Рика и его людей ждала группа вооруженных каннибалов. С трудом вырвавшись из плена, группа направляется в Вашингтон, куда нужно сопроводить ученого по имени Юджин – мужчина отказывается вдаваться в подробности, но, по его словам, он знает, как остановить зомби-вирус. Тем временем Бет приходит в себя в сообществе, которым заправляет женщина-полицейский – та установила жесткие правила, позволяющие ее подопечным оставаться в живых, но за право прожить еще один день они должны платить.
Если три года назад, на втором году жизни «Ходячих мертвецов», кое-кто предрекал ему скорую смерть (очевидно, путем впадания в кому от всеобщего уныния), то сейчас сериал преобразился так, что и не узнать. Да, «фирменные» для этого шоу пространные разговоры «за жизнь» никуда не делись, но создатели научились сочетать эту назойливую рефлексию с бодрым сюжетом и дробить экшен-сценами – по счастью, в «Ходячих мертвецах» уже пару лет как никто не ищет пропавшую девочку по полсезона и не мучается по полчаса экранного времени сомнениями, убить или быть убитым.
Пятый сезон, как и предыдущий (между прочим, один из лучших в сериале!), включает в себя сразу несколько сюжетных линий. В первой его половине Рик и его группа натыкаются на бывшего священника со страшным грехом на душе и заканчивают историю с воинственными каннибалами, которые преследуют их от самого Терминуса. Тем временем Бет пытается встроиться в маленькое «полицейское государство», функционирующее по принципу пчелиного улья, где у каждого свои четкие обязанности, но права на собственное мнение нет. Во второй половине сезона герои попадают в Александрию – ключевое место для оригинального комикса, поселение, в котором Рик со товарищи осядут надолго. Но, хотя общая событийная канва сериала более-менее совпадает с сюжетом комикса, в телеверсии на этот момент накопилось достаточно нововведений, изменений и «незадокументированных» в комиксе героев, чтобы сделать развитие событий достаточно непредсказуемым и увлекательным даже для тех, кто читал первоисточник.
Хорошая новость – в пятом сезоне по-прежнему много экшена и смертей (на тот свет отправятся сразу несколько ключевых персонажей), но есть и плохие. Во-первых, создатели явно «экономят» героев и отправляют на тот свет исключительно скучных или попросту ненужных персонажей, так что особой эмоциональной встряски от их смертей не получается. Во-вторых, «сопли» никуда не делись, так что нередки ситуации, когда за динамичной, крутой серией следует откровенно проходной эпизод, посвященный «перевариванию» ранних событий или «закладыванию фундамента» к тому, что грянет в следующей серии. Это не особенно режет глаз, когда смотришь сезон в премьерном эфире в режиме «одна серия в неделю», но вряд ли останется незамеченным, если вы соберетесь смотреть его целиком, в один присест.
Тем не менее по сочетанию плюсов и минусов пятый сезон «Ходячих мертвецов» по праву может считаться одним из самых удачных в сериале – в нем самый оптимальный баланс между драмой и экшеном, в нем достаточно непростых моральных дилемм и психологических нюансов (пусть и безбожно разбавленных манипулятивной «сюжетной водой») и в нем совершенно не чувствуется «усталости» авторов и актеров от своего проекта. Как сказал исполнительный продюсер сериала Дэвид Алперт, сюжет «Ходячих мертвецов» более-менее распланирован вплоть до 12 сезонов, так что можно сказать, что сериал еще только входит в пору зрелости. Это прекрасная пора, когда авторы уже четко знают, что нравится их зрителю, и уже понимают, как исправить то, что ему не нравится. Например, Чендлера Риггса, который играет сына Рика, Карла, как кажется, после четвертого сезона принудительно отправили на актерские курсы – в пятом он уже не такой «деревянный», как раньше.