Остроумная сатира о конфликте творчества и трендов.
Интеллектуал Телониус «Монк» Эллисон (Джеффри Райт) пишет классические романы, которые плохо продаются. В качестве эксперимента он решает создать под псевдонимом стереотипную афроамериканскую прозу. Книгу моментально раскупают — теперь шокированному Монку нужно сделать всё, чтобы сохранить секрет от своих близких и всего литературного мира.
Что есть искусство для масс? Стоит ли отбрасывать собственные амбиции и принципы в угоду тысячам читателей, получая за это баснословные суммы денег? Дебютный фильм Корда Джефферсона («Хранители», «Наследники») частично освещает эти вопросы, делает несколько циничные и нерешительные выводы, пытается увязать социальную сатиру со скорбной семейной драмой — и почти всегда справляется с возложенными на себя задачами, временами расплывчато, но всегда с энтузиазмом.
В основу «Американского чтива» положен роман Персиваля Эверетта «Уничтожение» 2001 года. В обоих источниках главным персонажем остаётся «отшельник» Монк — темнокожий профессор литературы в цветных носках, выросший в семье уважаемых врачей из Бостона, предпочитающий совиньон блан. Ему, человеку с пафосным именем Телониус, которое так и располагает к интеллектуальной беседе, надоело видеть деградирующее общество, где читатели вне зависимости от расы воспринимают афроамериканскую литературу как нечто «важное» или «нужное». Монк презирает скопление стереотипов в сюжетах других темнокожих писателей: от незапланированных беременностей в юном возрасте (на ум сразу приходит оскароносное «Сокровище») до домашнего насилия, бедности и высокого уровня преступности. Книги Монка — гораздо более искусные, откалиброванные, полные аллюзий на Эсхила и прочих творцов, при этом они абсолютно не котируются на рынке. «Напиши что-нибудь чёрное», — советует Монку его агент.
После отстранения от университета (Монк сорвался на белую девушку, которую оскорбило слово «н***ер» в литературном контексте) герой отправляется в родной город, где его сразу же настигают проблемы: мать (Лесли Уггамс) проявляет первые признаки болезни Альцгеймера, сестра (Трэйси Эллис Росс) умирает от сердечного приступа. Монк как бы сам оказывается героем одной из критикуемых им публикаций. В перерывах между гореванием он решает излить свою ненависть и накопившуюся усталость на страницах нового псевдоромана «Моя патология». Для этого перформанса он берёт псевдоним Стагг Р. Ли и за небольшое время создаёт типичную «чёрную» историю с жаргонной лексикой, бандами, наркотиками и пр. Его писательское альтер эго — уголовник, скрывающийся от властей, но чудесным образом сохранивший филигранную речь улиц. К удивлению Монка, на такой товар сразу находится несколько покупателей, ведь это потенциальный летний бестселлер, который стоит экранизировать и отправить на тот же «Оскар».
Вопреки блестящему сценарию, Джефферсон не успевает выработать цельного отношения к истории, которую хочет рассказать, срывается в неуёмную сентиментальность, озвучивает происходящее лёгким джазовым саундтреком. Режиссёр стремится охватить сразу несколько пластов, включая пониженные стандарты современного искусства (больше лозунгов и репрезентации — меньше смысла). При этом Джефферсон отлично понимает Монка: за эгоцентризмом персонажа, его снобизмом и элитным происхождением чувствуются глубокая закомплексованность и кризис. Джеффри Райт много лет довольствовался ролями второго плана в кино, на телевидении и в театре, однако теперь, в редкой главной роли, блистательно демонстрирует грани человеческой хрупкости и таланта, которые нельзя задавить. Будучи состоявшимся человеком и писателем, Монк учится понимать и принимать людей с массой уязвимостей, переступая через свой бэкграунд, интеллект и высокомерие.
Актёрский ансамбль дополняют равнозначно харизматичные Стерлинг К. Браун в роли брата Монка, сменившего жизненную (и не только) ориентацию, Эрика Александер в образе девушки Монка и Исса Рэй (та самая стереотипная коллега Монка, пишущая про гетто, но ни разу в нём не побывавшая). «Чтиво», вопреки частому дисбалансу, остаётся фильмом про несгибаемость сложных людей в поверхностные времена. Дебют Джефферсона получился сдержанным, но искренним — удивительно, что на «Оскаре», где зачастую ценят совсем другого рода культурные «приманки», академики это разглядели.
У "Чтива", кстати, очень грамотно выстроен сюжет и прописан сценарий (не зря "Оскар" получил за это) -- даже в том смысле, что происходящее в фильме имеет двойной дно: здесь можно усмотреть одновременно и сатиру повестки, и её поддержку. Возможно поэтому острые высказывания в итоге не несут за собой какой-то негатив в адрес фильма, режиссёра и актёров, а принимаются на ура критиками.