Несмешное и предсказуемое исследование мужских отношений в экстремальных обстоятельствах.
В недалёком будущем мир пережил глобальную катастрофу. В живых остались двое: бывший президент США Билли (Марк Дюпласс) и биохимик Рэй (Стерлинг К. Браун). Парочка приятелей живёт в специально оборудованном кубе, где кроме кладовой с консервами, спален, туалета и гостиной есть маленький огород и пруд с рыбами. Когда умирает последняя самка Дайан, в водоёме остаются только мужские особи. Но внезапно в дело включается эволюция, и один из самцов трансформируется в женскую особь. Вслед за обитателями водоёма изменения происходят в теле Билли.
Премьера «Биосферы» состоялась на прошлогоднем фестивале в Торонто. Фантастическая драмеди стала полнометражным режиссёрским дебютом Мел Эслин, которая ставила эпизоды сериалов «Комната 104» и «Кинопереворот» и активно продюсировала кино. Сценарий авторка написала с Марком Дюплассом, исполнителем одной из главных ролей. Эслин давно сотрудничает с братьями Дюпласс, которые уже пару десятков лет делают маленькие независимые фильмы.
«Биосфера» выглядит как опоздавший на два-три года карантинный фильм: в кадре всего два актёра, а действие разворачивается в одной локации. Сегодня от подобного рода минималистских и экономичных в художественных средствах картин может чувствоваться пресыщение. Сюжеты о конце света тоже надоели. Правда, сценаристы придумывают необычный ход — если обычно в постапокалиптических фильмах и сериалах оставшийся один мужчина встречает женщину или даже группу людей, то в «Биосфере» в центре внимания парочка друзей. Сразу же встаёт вопрос о дальнейшей судьбе человечества. Раз в живых остались двое мужчин, то продолжение рода вроде бы невозможно.
Фильм делится на две неравноценные части. Сначала следует длительная экспозиция, в которой вводятся условия обитания главных героев. Билли и Рэй играют в шахматы, регулярно бегают и смотрят любимое кино. Особенно у приятелей котируется «Смертельное оружие», где тоже на первых ролях парочка друзей с разным цветом кожи. И зритель наивно думает, что и дальше «Биосфера» будет демонстрировать однообразные будни мужчин в замкнутом пространстве. Но во второй части Эслин резко меняет тональность повествования, включая режим бога и наделяя одного из парней женскими половыми органами. Постапокалиптическая комедия превращается в неловкую драму о судьбе будущих поколений.
«Биосфера», к сожалению, после одного резкого сюжетного поворота предсказуема и понятна. Из фильма мог бы получиться забавный короткий метр, но смотреть на парочку приятелей в условиях вынужденного затворничества и обречённости на продолжение рода в течение без малого двух часов почти невыносимо.
Картина проваливается между комедией и драмой: нет ни по-настоящему смешных эпизодов, ни волнительного ощущения, что на наших глазах решается судьба человечества. Два приятеля просто валяют дурака, пытаются совершить важное дело и как-то продолжать общаться. Рэй и Билли неловко ходят вокруг да около добрых полчаса. После секса во имя возможного спасения человечества друзья делают вид, что ничего не произошло, и живут как ни в чём не бывало, динамика отношений не меняется. Видимо, замкнутое пространство и конец света не оставляют выбора. Но исследования маскулинности и осознания нового тела не происходит. Создателям не удаётся выйти на какое-либо любопытное обобщение, нудная история Рэя и Билли остаётся частной.
Инди-фильмы в худшем изводе являются длинными и нелепыми анекдотами, по завершении которых возникает неловкая пауза. «Биосфера» из числа картин, которые могут привлечь внимание знакомыми актёрами, но лучше не совершать ошибку и пройти мимо. У Марка Дюпласса и Стерлинга К. Брауна хватает хороших ролей. Но «Биосфера» — не тот случай.