
Простенькая семейная комедия про любовь и многовековые чары.
500 лет назад Кощей (Никита Кологривый) посватался к Василисе (Валентина Ляпина). Рыжеволосая красавица ответила отказом. Кощей превратил Василису в лягушку, а родителей, купца и купчиху (Александр Обласов и Вероника Васант-Тимофеева), — в камни. В современной Москве лягушка обитает в пруду городского парка, смотрит фильмы в летнем кинотеатре и мечтает вернуть человеческий облик. Только поцелуй по любви разрушит древние чары. Однажды в пруд прилетает мяч для гольфа, а Василиса знакомится с Иваном (Александр Метёлкин).
«Царевна-лягушка» — русская народная сказка, которую записал в сборник фольклорных произведений Александр Афанасьев. Пожалуй, на сегодняшний день самой известной адаптацией литературного первоисточника является анимационная картина Михаила Цехановского, сделанная на «Союзмультфильме» в 1954 году.
Разумеется, сейчас, когда ни одна сказка не может обойтись без внимания отечественных кинематографистов, «Царевна-лягушка» была обязана обзавестись экранизацией. Режиссёром выступил Александр Амиров, постановщик бурятской криминальной драмы «Решала: Брат» и развивающейся на фоне Кавказских гор комедии «Тэли и Толи». Но больше Амиров известен как монтажер сериалов «Топи», «Преступление и наказание» и «Библиотекарь». За сценарий сказки отвечали мастера семейного кино Василий Ровенский («Коты Эрмитажа», «Ждун») и Ольга Клемешева («Тайный Санта», «Новогодний шеф»), а также дебютант Владимир Куксин.
Авторы заметно расширяют сказочный сюжет: у Ивана появляется младшая сестра Варвара (Алиса Руденко), в пруду вместе с лягушкой живут говорящие лебедь, рак и щука из басни Крылова, всех врагов Кощей превращает в камни. Также фильм осовременивает историю: Иван Царевич разрабатывает приложение для общения с животными, отец-застройщик Вячеслав Царевич мечтает женить отпрыска на дочери бизнес-партнёра по фамилии Кощеев (снова Кологривый), все богачи играют в гольф, а у Кощея отыскивается сестра-гадалка (Светлана Пермякова). В народной сказке лягушка поймала стрелу, в фильме — мяч, который Иван поцеловал на удачу перед взмахом клюшки. Чары снялись, но не до конца — теперь после захода солнца Василиса обратно становится квакушкой в ожидании искреннего жеста любви. Лягушка ловит мяч для гольфа ртом, и в точно таком двусмысленном виде оборачивается девушкой. В первые полчаса Василиса бродит по камышам без одежды, прикрываясь длинными волосами — можно решить, что кино получилось совсем не детским.
Фильм разбивается на несколько жанров: это и комедия, и мелодрама, и семейное фэнтези. Василису, которая после превращения в девушку только квакает и ведёт себя как лягушка, отправляют в психиатрическую больницу. Варвара по заветам «Красотки» проводит жительницу болота по столичным бутикам под «Улыбайся». Разумеется, все конфликты и намечающиеся драмы решаются по щелчку пальцев, злодеи получают заслуженное наказание, а любовь побеждает и чары, и предубеждения родителей, и любые сомнения.
«Царевну-лягушку» трудно воспринимать всерьёз. В первую очередь это красочное развлечение для всей семьи с забавными апгрейдами хорошо знакомой истории. Говорящие животные получились не самыми обаятельными и довольно искусственными — огрехи компьютерной графики бросаются в глаза. Все волшебные эпизоды никак не могут тягаться с голливудскими блокбастерами. Родители на сеансе едва ли будут скучать, глядя на Кологривого в шортах Versace и посмеиваясь над нереалистичными идеями для стартапов юных айтишников, однако в первую очередь «Царевна-лягушка» ориентирована на детей. Может быть, мэшап из сказочных сюжетов и басен даже заставит мальчиков и девочек почитать первоисточники.
Проект проигрывает бюджетам «Финиста. Первого богатыря» или «Волшебника Изумрудного города». «Царевна-лягушка» — кино чуть более хулиганское и расслабленное. Лучше не пытаться проанализировать мотивы персонажей и оборвавшиеся сюжетные линии. Даже сценаристы не смогут объяснить, почему забавные CGI-злодеи — охотившиеся на лягушку лебедь, рак и щука — вдруг переметнулись на сторону добра. Фильм хорош отдельными эпизодами и сказочными придумками в современной Москве, но не тянет ни на переосмысление классики, ни на цельное высказывание на какую-либо тему.