Духоподъемная экранизация книги Элис Уокер и одноименного бродвейского мюзикла.
Роман Элис Уокер с момента выхода стал чем-то вроде культурного достояния Америки: в 1983 году книга получила Пулитцеровскую премию, а уже в 1985-м была экранизирована самим Стивеном Спилбергом. Но картина мастера не стала жемчужиной в богатой фильмографии, а оказалась скорее противоречивым пятном в карьере. На одной стороне весов 11 номинаций на премию «Оскар» и прорывные роли Вупи Голдберг и Опры Уинфри, на другой — ни одной победы и неоднозначные отзывы критиков. Чуть позже, в 2005 году, случилась премьера бродвейского мюзикла: фильм Блитца Базавуле основан именно на театральной адаптации. Голливуд любит возрождать старые истории — без ремейков, кажется, не обходится ни один год. Но «Цвет лиловый», несмотря на размах и явный оскароносный материал, не получил должной славы. Даже номинаций у фильма намного меньше, чем у предыдущей экранизации: всего одна — за лучшую женскую роль второго плана.
Юг США, начало ХХ века. Сели (Филиша Пэрл Мпаси) и Нетти (Холли Бейли) упиваются сестринской любовью — единственное утешение в жизни с отцом-тираном (Дион Коул) под одной крышей. Девушки танцуют на берегу океана, залезают на деревья, напоминают друг другу, что у них одно сердце на двоих. Сели между тем беременна во второй раз от отца: мужчина забирает ребенка после родов, оставляя молодую мать в неведении. Ей скоро предстоит выйти замуж за Мистера (Колман Доминго): новоиспеченный жених уже имеет детей и влюблен в совершенно другую женщину. Для Сели переезд из родительского дома — вовсе не билет на свободу, а переход от одного жестокого мужчины к другому. Нетти следует за сестрой, но, увы, не задерживается надолго: непослушание юной леди выводит Мистера из себя. Героини расстаются под ливнем и с обещаниями писать друг другу до самой смерти. Но проходят годы…Сели (Фэнтейжа Баррино) коротает тоскливые будни возле безжалостного супруга, ждет письма от Нетти и почти теряет надежду, что жизнь когда-нибудь станет более благосклонной.
После прочтения описания сюжета может возникнуть ощущение, что весь фильм пересказан в одном абзаце. Спешим вас успокоить: впереди еще два часа хронометража, который вмещает не одну трагедию. «Цвет лиловый» соткан не только из мучений Сели: несчастная девушка — лишь часть хоровода страданий. Да, героиня Фэнтейжи Баррино — ядро картины, вокруг которой переплетаются судьбы. Но Блитц Базавуле не забывает о других важных действующих лицах: о свободолюбивой сердцеедке Шуг (Тараджи П. Хенсон) и бойкой семьянинке Софии (Даниэль Брукс). Трио девушек рождает своеобразный групповой портрет эпохи, когда женщинам, особенно темнокожим в Америке, приходилось бороться за право быть счастливыми. За возможность оставаться собой.
Произведение Элис Уокер — эпистолярный роман. Структура книги может добавить сложностей при переносе текста на экран. Вполне вероятно, что в этом и кроется тайна неудачи Стивена Спилберга: сила первоисточника рассеялась, и история обрела излишне сентиментальный тон. На этот раз адаптация выигрывает по одной простой причине: перед нами мюзикл — тот самый жанр, который способен оживить любой текст. Музыкальные номера — едва ли не лучшее, что есть в картине. Как и положено, песни героев раскрывают чувства, обнажают раны и двигают повествование вперед. Без танцевальных вставок «Цвет лиловый» оказался бы попросту ненужным пересказом известной истории с новыми лицами.
«Цвет лиловый» таит в себе ворох тем, каждая из которых заслуживает отдельной беседы. Режиссер успевает все и сразу: и рассказать историю спасительного сестринства, и поднять вопрос расовой дискриминации, и добавить феминистские мотивы. Несмотря на многослойность, сюжет на удивление не выглядит перегруженным. Разумеется, назвать работу Блитца Базавуле шедевром сложно, и лента во многом проигрывает другим современным представителям жанра. Фильм наивно и порой прямолинейно учит не отчаиваться, не переставать верить во что бы то ни было — в бога, сестру, любовь, справедливость. Но в конце концов «Цвет лиловый» оборачивается не просто очередным ремейком, а вполне себе самостоятельным произведением — духоподъемным мюзиклом, хроникой женского сопротивления и манифестом любви к себе.