Бельгийская драма Фин Трох о школьнице, которую нарекли провидицей.
Холли (Каталина Герартс) звонит в школу и сообщает, что сегодня на занятия не придет. У девушки странное предчувствие внутри — вот-вот случится нечто плохое. Пророчество сбывается: на территории учебного заведения происходит пожар, в ходе которого погибает несколько учеников. Спустя месяцы взгляды окружающих прикованы к Холли: люди уверены, что у нее дар ясновидения. Особенно в силы героини верит школьная учительница (Грит Верстрате). Молодая женщина убеждает скорбящих родителей, что ученица может облегчить их страдания. Постепенно и сама Холли начинает пользоваться новым положением — барышня помогает людям и берет за это деньги.
Новая картина Фин Трох была в основной программе Венецианского кинофестиваля в 2023 году. Отечественная премьера «Холли» прошла в рамках фестиваля молодого кино VOICES: в Вологде состоялся спецпоказ ленты о взрослении. Это второй раз, когда работа Трох попадала в программу VOICES: в 2018 году лента «Дом» забрала главный приз. В российских кинотеатрах «Холли» можно будет посмотреть 19 сентября — пожалуй, лучше сезона, чем осень, для проката школьной драмы не придумаешь.
Нежный жанр coming-of-age не исчерпает себя и через сотни лет. Каждый взрослый пережил трудности юности, сохранил в сундуке воспоминаний радости и кошмары подростковых лет. Уникальный опыт переходного возраста запечатлели на экранах авторы разных мастей: Ричард Линклейтер следует за героем целое десятилетие («Отрочество»), Грета Гервиг изображает девичью ярость в Калифорнии («Леди Бёрд»), Андреа Арнольд рисует меланхолический портрет пубертата в британских трущобах («Аквариум»)… Продолжать можно бесконечно: режиссеры ищут свой особый ракурс для того, чтобы показать период взросления. Бельгийка Фин Трох не то чтобы изобретает велосипед и поражает мастерством оригинальности. Постановщица идет по протоптанной дороге и ставит в центр истории девочку, с которой практически никто не хочет дружить.
Холли с первых кадров до самого финала предстает классической аутсайдеркой. Еще до рокового пожара тихоня подвергалась буллингу и старалась держаться особняком. Ярлык ясновидящей или ведьмы мало что меняет: перешептывания за спиной продолжаются, статус изгоя не растворяется в воздухе по щелчку пальцев. Трох не стремится раскрывать подробности жизни и внутреннего состояния Холли: мы видим неприметную квартирку, более социально успешную сестру (Майя Луиза Стеркендрис), друга Барта (Феликс Хереманс), который также подвергается издевательствам, и отчужденную мать (Эльс Декекелиер) — женщину, чьи дни проходят на диване в окружении беспорядка. Малозначительные детали и поведение молчаливой героини дают основания полагать, что перед нами предельно одинокая девушка. В общем-то, это все, что нам необходимо знать.
Открывшиеся экстраординарные способности и одобрение общества заставляют Холли почувствовать себя нужной и значимой. Не столь важно, действительно ли девушка излечивает душевные муки страдальцев: все хотят быть особенными, даже изгои, особенно изгои. Опьяненная возможностью влиять на людей, Холли начинает брать у так называемых клиентов деньги. Впрочем, вряд ли юная леди жаждет в первую очередь заработка. Новая одежда и модные кроссовки, безусловно, приносят радость, но, возможно, гораздо приятнее ощутить собственную исключительность. Одна из самых тревожных сцен изображает девушку максимально отчаявшейся и потерянной: героиня подходит к каждому на улице и спрашивает, не нужна ли ему помощь. Ведь кто такая Холли, если не святая? Неужто всего лишь обыкновенный подросток?
«Холли» — кино, которое сложно полюбить всем сердцем. Фин Трох не одаривает публику ответами на вопросы и сантиментами, а помещает зрителя в тревожное повествование и включает леденящую душу музыку — смотрящему неизбежно становится дискомфортно. Картину можно проанализировать с нескольких сторон: перед нами и зарисовка подросткового бремени, и напоминание об ужасах буллинга, и история слепой веры человечества в иррациональное. Но, несмотря на количество тем, картина на удивление скупа на эмоции. Правда, это вовсе не означает, что зритель ничего не почувствует. Меланхоличный рассказ о девичестве оставляет горький привкус, а проникновенный взгляд Каталины Герартс еще долго не размывается в лабиринтах памяти.
Жить без них невозможно, видимо.