Дэвид Гордон Грин совершает двухчасовое карьерное самоубийство.
Ультимативной классике жанра ужасов — «Изгоняющему дьявола» Уильяма Фридкина — в этом году исполнилось пятьдесят лет. Так уж вышло, что юбилей фильма совпал со смертью самого режиссера — Фридкин не дожил всего пару месяцев до премьеры сиквела своей главной картины. В эпоху ремейков, сиквелов и перезапусков выход нового «Экзорциста» уже не то чтобы кого-то удивляет, да и кандидатура Дэвида Гордона Грина на пост нового постановщика на первый взгляд казалась взвешенным и логичным выбором студии. Последние шесть лет Грин с переменным успехом занимался ренессансом культовой классики — его первый «Хэллоуин» смог достойно перезапустить франшизу, а последний — весьма позорно похоронить. «Экзорцист» Фридкина в свое время получил множество сиквелов, ни один из которых, впрочем, так и не смог оправдать свое существование. Исключением можно назвать одноименный сериал 2016 года, который при всех своих достоинствах крайне далек от канона, хоть и номинально является прямым продолжением фильма.
«Изгоняющий дьявола: Верующий» также игнорирует наличие всех предыдущих картин, Грин в очередной раз пытается переписать историю, которая никому не понравилась, выставляя в центр сюжета не одну, а целых двух одержимых дьяволом девочек.
Главный герой фильма, отец-одиночка Таннер (Лесли Одом-младший), пытается спасти свою дочь Анджелу (Лидия Джуэтт). Вместе с подругой Кэтрин (Оливия О’Нил) Анджела попала под влияние нечистой силы во время спиритического сеанса в лесу. Как оказалось, девочка пыталась вызвать дух покойной матери, которую не знала с рождения. Будучи человеком максимально приземленным, Таннер до последнего отрицает одержимость дочери, и только Крис МакНил (Эллен Бёрстин), мать печально известной Риган МакНил (Линда Блэр), открывает ему глаза на истинное положение дел.
Обряды экзорцизма были наиболее распространены в христианстве, а самые известные случаи так называемого изгнания демонов из человека были зафиксированы в прошлом веке. Симптоматически одержимость описывалась как откровенно богохульственное, извращенное, местами истерическое поведение. Порабощенные нечистой силой люди говорили на мертвых языках и мастурбировали распятием, бились в конвульсиях — в общем, были по всем параметрам идеальным материалом для фильма ужасов. Оригинальный «Изгоняющий дьявола» в этом плане — эталонное отражение идеи экзорцизма, ограниченное разве что временем и техническими возможностями. В арсенале Дэвида Гордона Грина, в отличие от Уильяма Фридкина, был не только инструментарий современного кинопроизводства, но и сразу несколько блестящих примеров того, как делать не надо. Однако даже при наличии такой базы Грин все равно умудрился снять максимально чуждое своей идеологии кино, парадоксально безопасное и комфортное для зрительских нервов, что для жанра ужасов смерти подобно.
«Изгоняющий дьявола» Фридкина в свое время цеплял аудиторию непоколебимой, практически вызывающей смелостью, гротеском и тошнотворной телесностью; Грин, вместо того чтобы принять и переосмыслить этот опыт, врубает режим нигилиста и полностью отрицает его. «Верующий» построен на подчеркнуто неаккуратных, неряшливых композициях, которые отлично бы смотрелись в каком-нибудь слэшере, но абсолютно не работают в декорациях мистики. В целом оккультная составляющая фильма реализована очень дилетантски, что выдает в Грине не мастера, а ремесленника. Атмосфера сверхъестественного в кино сильно связана с постановкой света, однако Грин как будто вовсе игнорирует этот факт. Вместо этого мы получаем скучные планы с участием Библии и церкви, разговоры о религиозном пути, цитаты из Евангелия — все что угодно, кроме ощущения таинства экзорцизма. В оригинальной картине Фридкина священник был ключевой фигурой, своего рода супергероем, олицетворением бескрайней человеческой веры в собственное всемогущество, в сиквеле Грина же религиозный опыт слишком номинален и несущественен для повествования. Единственный священник здесь демонстративно слаб и уязвим, а вселенская сила вложена в руки родителя, чья безусловная любовь должна принести спасение. Идея по всем пунктам приемлемая и социально одобряемая, которая тем не менее с философией «Изгоняющего дьявола» вообще никак не связана.
Большую часть времени Грин как будто забывает о том, что снимает не очередную часть «Хэллоуина» — вся сверхъестественная составляющая фильма унижена до уровня зомби-хоррора, на первый план выставлены стенания персонажа Лесли Одома-младшего, переживающего кризис веры из-за трагической потери жены. Однако и психологический аспект «Верующего» не находит своей реализации — Грин берет удачный концепт «Одних из нас», но элементарно не знает, что с ним делать. Строить успешные детско-родительские отношения с ребенком, одержимым бесами, не особенно получается, а изощрять комплекс отцовской вины слишком рискованно и может не понравиться аудитории. На фоне полного отказа Грина от кинематографического наследия Фридкина особенно странно в фильме выглядят камео Эллен Бёрстин и Линды Блэр, лишним кажется и саундтрек Майка Олдфилда. Впрочем, без этих составляющих новый «Изгоняющий дьявола» едва ли можно было бы хоть как-то связать со старым.